Аюрведа.

Содержание

Аюрведа – наука о жизни

Аюрведа.

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? Аюрведа это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед — Атхарва веды.   Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош — Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия.

Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике.

Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства.

Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней.

Индийская медицина Аюрведа — это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов – панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши — это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния.

Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации.

Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором.

Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью “науки о жизни” является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Список статей по аюрведе

Вы можете получить аюрведическую консультацию по здоровому образу жизни.

Вы узнаете вашу физическую и психологическую конституцию, ментальный гуна тип, оптимальный для Вас образ жизни и режим питания, получите рекомендации для поддержания хорошего здоровья и психического состояния, высокого уровня жизненной силы организма. Узнаете, как согласно древним индийским знаниям, уменьшить или увеличить свой вес. 

При поездке в аюрведический тур в Индию необходимо определиться с типом аюрведического отеля. Клиника или курорт? Аюрведическая клиника похожа на госпиталь с довольно строгим режимом.

Обычно здесь нет пляжа, бассейна, редко можно встретить телевизор или кондиционер. Аюрведический курорт обычно находится на берегу моря или озера.

Здесь очень красивая природа, способствующая оздоровлению организма и гармонизации ума.

Вата доша состоит из первоэлементов воздуха и эфира. Воздух в организме переносится эфиром. Это основная сила вегетативной нервной системы. Зоной сосредоточения Ваты является толстая кишка. При избытке Вата доши возможна чрезмерная худоба, появление слабости, недостаток тепла в теле, появление тремора, запоры, плохой сон ночью, депрессии, не очень связанная речь, головокружения.

Люди Вата типа худые, имеют, как правило, большой или маленький рост, коричневатый оттенок лица, сухую, шершавую, темноватую и холодную кожу. Волосы их обычно редкие и жесткие.

Питта доша состоит из первоэлементов огня и воды. Вода в теле переносит огонь. Под ее влиянием протекают процессы метаболизма и химические реакции. Зоной сосредоточения Питты является тонкий кишечник. При избытке Питта доши усиливается чувство голода и жажды, возможно нарушения сна и появление изжоги, окрашивание в желтоватый оттенок кожи, мочи и кала.

Люди Питта типа имеют средний рост, развитое тело и мышцы, румяное лицо, влажноватую, теплую, с веснушками и родинками кожу. Волосы средние по густоте, мягкие, рано седеют, голова среднего размера, ресницы редкие и тонкие, глаза средние, пронизывающий взгляд.

Капха доша состоит из первоэлементов земли и воды. Вода проявляется через землю. Служит источником формирования тканей организма. Зоной сосредоточения Капхи является желудок. При избытке Капха доши вероятно отсутствие аппетита и тошнота, слабый пищеварительный огонь, бледная кожа, слабость, сонливость, вялость и апатия, частые простудные заболевания, мерзлявость.

Люди Капха типа имеют средний рост, крепкое и развитое телосложение. Их отличительной чертой является избыточный вес и склонность к ожирению. Бледный цвет лица, холодная, влажная и толстая кожа белого оттенка.

У кунжутного масла сладкий вкус, немного теплая энергетика, сладкий эффект после переваривания. Ослабляет вата дошу, усиливает питта дошу и капха дошу. Является омолаживающим, питательным и тонизирующим, укрепляет все семь дхату (тканей), обладает седативным и слабительным свойствами.

Абхьянгам – это аюрведический массаж всего тела с использованием специальных масел, изготовленных с добавлением трав, омолаживающий и питающий дхату (ткани тела), способствующий выведению токсинов из клеток организма. Приносит намного больший эффект по сравнению с обычными массажами, естественным образом вносит гармонию в наши тело, разум и душу, способствуя процессу излечения от болезней.

Аюрведой определены шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Примеры продуктов, принадлежащие к каждому из этих вкусов, приведены ниже. Любая еда, которая содержит продукты питания всех шести вкусов, будет сбалансированной едой.

Шира означает голова, дхара означает непрерывный поток жидкости. В ходе этого процесса некоторые растительные масла, лекарственное молоко и т.д. льют на лоб специальным способом около 45-60 минут, процедура повторяется в течение от 7 до 21 дня. 

Отправной точкой всех профилактических и терапевтических мер служит конституция человека. Ведь она определяет не только предрасположенность к заболеваниям, ход болезни и прогноз на будущее, но и реакцию организма на любое лечение.

О какой бы болезни ни шла речь, в аюрведе всегда призывается к тому, чтобы нормализовать состояние тела и психики и привести их в равновесие. Как это ни поразительно, но большинство процедур, которые здесь упоминаются – это телесно ориентированные методы или процедуры панчакармы.

На индийском субконтиненте присутствуют следующие шесть сезонов: Шишира (поздняя зима), Васанта (весна), Гришма (лето), Варша (сезон дождей), Шарат (осень), Хеманта (ранняя зима). В эти сезоны доши вата, питта и капха ведут себя разным образом.

Дополнительно статьи

Аюрведические профессиональные масла

Аюрведические таблетки и порошки

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа.

Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья.

Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности.

Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане — счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие.

Здоровый человек является счастливым, а больной — несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру.

Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами.

Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека.

В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума – гун: саттвы, раджаса и тамаса.

Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье — нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека.

Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
Сушрута самхита – 350 г. н. э.

Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения.

Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

Аштанга самграха — дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой.

В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
Аштанга хридая самхита также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах.

Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит  шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

 Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

Шарангадхара самхита – написана как руководство для врачей в XIII веке;
Мадхава нидана;
Бхава пракаша – написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
Харита самхита;
Кашьяпа самхита
Бхела самхита.

You have no rights to post comments

Источник: http://vohuman.ru/ayurveda.html

Аюрведическое лечение – омоложение и очищение организма

Аюрведа.

В мире есть множество способов исцеления, оздоровления и омоложения тела, и среди них одно из центральных мест занимает аюрведическое лечение.

На протяжении многих веков аюрведические целители помогали восстановить здоровье даже при самых запущенных, хронических заболеваниях.

Нередки случаи, когда с помощью аюрведы больным удавалось избавиться от недуга, с которым не могла справиться даже современная медицина.

Еще совсем недавно найти профессионального аюрведического мастера в России было не так просто. Компания «Аюрведа Тур» собрала более сорока предложений от лучших аюрведических отелей, чтобы сделать эффективную индийскую медицину более доступной.

На нашем сайте можно заказать туры с аюрведой к Океану. Это отличная возможность для оздоровительного отпуска, лечебного или романтического отдыха в живописных уголках Индии.

Что такое аюрведическое лечение

Индийская аюрведа — это наука не только о лечении всевозможных недугов, но и о возможностях прожить долгую, счастливую жизнь, без болезней.

Здесь вы не получите моментального результата, поскольку вся терапия направлена не на устранение симптомов, а на избавление человека от источника проблемы.

Именно так достигается долговременный эффект от лечения, который, при соблюдении рекомендаций аюрведического врача сохраняется на всю жизнь.

Аюрведические методы лечения сводятся к двум направлениям:

  1. Исцеление физического тела с помощью разных методик, в том числе комплекса «Панчакарма», избавляющего от накопившихся токсинов и шлаков.
  2. Очищение тела на энергетическом уровне, избавление от негативных энергий, достижение гармонии дош.

Согласно аюрведическим понятиям причинами всех болезней является неправильное или недостаточно правильное использование органов чувств, дисбаланс потоков внутренних энергий (дош), негативные мысли, агрессия, плохое отношение к миру, а также неправильное питание и образ жизни, сезонные или суточные изменения, оказывающие влияние на состояние организма.

Цель аюрведы состоит в восстановлении гармонии, естественного состояния человека — здорового и счастливого, такого, каким его создала сама природа.

Еще одна особенность аюрведического лечения состоит в индивидуальном подходе. Здесь не существует универсальной панацеи.

Для каждого пациента назначается свой курс процедур, персональный состав лекарственных средств, система диетического питания, режим отдыха и бодрствования.

С каждым человеком, обратившимся к аюрведическому врачу, ведется индивидуальная работа, ежедневные консультации, контроль эффективности лечения на всех этапах. Так удается достигать устойчивых результатов в борьбе с любыми проблемами со здоровьем.

Аюрведические методы лечения

В аюрведическом лечении есть понятие о трех дошах — фундаментальных жизненных силах и энергиях, отвечающих за здоровье и гармонию тела на физическом и энергетическом уровне:

  1. Вата — отвечает за энергию воздуха и эфира. В переводе с санскрита название этой энергии значит «то, что движет». Именно Вата запускает остальные доши, способствует равновесию, энергетическому балансу, гармоничному дыхательному, чувственному, мыслительному и волевому восприятию реальности. Вате соответствует энергия желудка.
  2. Питта — отвечает за энергию воды и огня. На санскрите слово значит «то, что переваривает». Этот элемент отвечает за пищеварение, выработку ферментов и гормонов, течение обменных процессов в организме. Питта ответственна за мыслительную деятельность, преобразование сигналов и раздражителей внешнего мира в мысли. Этой силе соответствует энергия тонкого кишечника.
  3. Капха— отвечает за энергию земли и воды, а в переводе с санскрита значит «то, что связывает». Клетки, жидкости, ткани, суставы и прочие соединительные элементы — это все, функционирует благодаря энергии Капха. При ее недостатке происходит снижение концентрации внимания, возникают проблемы с желудком и дыхательными путями. Избыток энергии приводит к ожирению, сахарному диабету, опухолям, проблемам легких и прочим недугам. Капхе соответствует работа толстого кишечника.

В соответствии с состоянием дош определяется тип человека, применяются разные методы аюрведического лечения. В их числе внутреннее и внешнее промасливание, пропаривание, распитие слабительных чаев и отваров, лечебные клизмы, массажные процедуры, очищение крови с помощью терапевтического кровопускания.

Первостепенное место занимает Панчакарма в аюрведе. Это система очищения, за счет которой тело освобождается от физических загрязнений, при этом происходит одновременное восстановление баланса и на энергетическом уровне. Лучшие результаты и долговременный эффект достигается при одновременном соблюдении диетического питания, сеансах медитации и йоги.

Индийская аюрведа

Аюрведический тур в Индию— лучшее решение для тех, кто решил восстановить свои силы и здоровье с помощью древней науки о жизни. Именно в Индии, у самых истоков расцвета аюрведы практикуют профессиональные мастера, получившие свои знания от предыдущих поколений, хранящие традиции индийской медицины и в совершенстве владеющие искусством врачевания.

Индийская аюрведа эффективна еще и тем, что лечение проходит в идеальных климатических условиях, когда влажность и температура воздуха способствуют исцелению.

Каждый аюрведический отель расположен в окружении живописной природы, вдали от городской суеты и шума.

Атмосфера уединения и умиротворенности способствует полноценному отдыху, оздоровлению и омоложению, а обилие редких растений дает возможность готовить лучшие лечебные снадобья.

Аюрведа и йога

Йога и аюрведа — это два нераздельных искусства, дополняющих друг друга. Йога помогает сделать тело гибким, послушным, крепким и красивым. Аюрведа наполняет его здоровьем, силой и энергией.

В индии аюрведу называют наукой о теле, тогда как йогу — духовной наукой.

Аюрведическое учение направлено на уравновешивание энергетических потоков (дош), йога же приводит эти энергии в движение, избавляя тело от застоев приводящих к развитию того или иного заболевания.

Считается, что к изучению асан и принципов йоги следует подходить только после изучения аюрведы. При этом для определенного типа личности, ее конституции тела и прочих особенностей подходит и определенный комплекс.

К примеру, продолжительная стойка на плечах для человека типа Питта нежелательна из-за риска появления ментальных нарушений, а для человека Вата такая асана — сильная и неблагоприятная нагрузка для седьмого шейного позвонка.

Долго сидеть в позе лотоса не рекомендуется людям типа Капха, поскольку так для них оказывается сильное влияние на надпочечную железу.

Учесть все особенности тела конкретного пациента могут только истинные аюрведические мастера и врачи после аюрведической диагностики. Именно поэтому компания «Аюрведа Тур» рекомендует проходить курс аюрведы в индийских отелях, где каждому пациенту оказывается теплый прием, предоставляется профессиональное аюрведическое лечение на высшем уровне.

Источник: https://www.AyurTour.ru/ayurveda/

Аюрведа. Основные понятия

Аюрведа.

Аюрведа — это сокровищница древних знаний, которые передавались от учителя к ученику на протяжении многих тысяч лет.

Все знания, которые существуют в современном мире, изначально были описаны в ведических писаниях, частью которых является Аюрведа (её ещё называют «Упаведа» — «вспомогательная веда»).

Её никто не создавал, она не возникла внезапно. По преданиям, эта наука появилась одновременно с сотворением Вселенной.

Аюрведа с санскрита переводится как «наука о счастливой жизни», а также «чистое знание». Однако её нельзя назвать наукой в чистом виде, так как Аюрведа содержит в себе философию и религию.

Это истинное учение о здоровье и гармонии тела и духа , которое было выявлено древними мудрецами, риши, с помощью религиозных практик и медитаций.

Они познали связь между человеком и Вселенной, а также осознали , что источником всего сущего является Космическое Сознание.

Основные составляющие аюрведы

В Аюрведе здоровье слагается из четырех составляющих:

  1. Ародья — отсутствие физических страданий;
  2. Сукхам — здоровье на социальном уровне, когда человек удовлетворён работой, семьёй, профессией, местом жительства;
  3. Свастха — самодостаточность, самостоятельность (человек только тогда считается здоровым в этой сфере, когда он легко может ответить на вопросы «Кто он?» и «Какова цель жизни?»).
  4. Ананда (Свабгава) — духовное блаженство (то состояние, когда человек возобновил свои отношения с Богом и счастлив этими отношениями).

Аюрведические писания, которые сохранились до наших дней полностью, включают в себя такие разделы, как:

  • педиатрия;
  • хирургия;
  • пластическая хирургия;
  • отоларингология;
  • акушерство;
  • геронтология;
  • офтальмология;
  • гинекология.

Также аюрведическая древняя система исцеления содержит раздел о лечении с помощью растений, минералов, цвета, мантр, мудр, заговоров, медитаций. Описывается раздел о лечении болезней, которые связаны с духами. Например, наркомания, алкоголизм, сумасшествие — эти болезни Аюрведа рассматривает как атаку духов на тонком плане.

Она знает всё о тонком теле, о его строении, описывает каналы, меридианы, акупунктурные точки и энергетические центры. Аюрведа содержит фундаментальные знания об астрологии. С помощью этой науки можно выстроить хроническую карту (джйотиш), узнать предназначение человека, его предрасположенность к заболеваниям, конституцию и многое другое.

Аюрведа видит человеческие недуги как неправильное отношение к миру. 

Очень важно понимать смысл жизни, так как из-за неверного толкования своего предназначения возникает множество физических и психических болезней. Важно уметь управлять своими чувствами, контролировать эмоции.

Нужно знать и уважать определённые законы Вселенной, и только тогда человек сможет гармонично существовать в этом мире. Таким законам и учит нас Аюрведа. Она показывает, как всё устроено на самом деле, как устроен мир и Вселенная в целом.

Она говорит нам о том, что человек может сам выбрать, страдать ему или быть счастливым.

В ведических трактатах говорится о том, что все недуги исходят из нашего сознания и что уровень состояния счастья определяет степень состояния здоровья человека. Она призывает каждого служить на благо окружающим, быть открытыми миру и желать всем счастья. Только так можно стать по-настоящему счастливым человеком.

Конституционный тип человека по аюрведе

В Ведических писаниях сказано, что человек состоит из пяти элементов (Маха Бхут): земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существует три типа конституции («доши»): Вата — воздух, Питта — огонь, Капха — вода. Определение преобладающей доши — это основа всего процесса исцеления в Аюрведе. Весь процесс лечения направлен на гармонизацию дош и накопление оджаса (жизненной энергии).

Гармонизировать преобладающую дошу можно с помощью изменения образа жизни, образа мыслей, сбалансированного питания, сексуального воздержания, очистительных практик (лечебной рвоты, очистительных клизм), массажей, упражнений, минералов, а также натуральных средств (трав, специй). Лечение назначается в зависимости от конституционного типа пациента (Вата — ветер, Питта — огонь, Капха — вода).

Врач Аюрведы определяет тип конституции пациента в зависимости от его темперамента, телосложения, мышления.

Человек рождается с определенной конституцией (Пракрити), затем с возрастом его состояние дош может измениться, и какая-то одна доша начинает преобладать. Такое состояние называется «Викрити».

Однако Аюрведа в процессе лечения стремится вернуть изначальное состояние пациента, так как именно таковое считается идеальным для него.

У человека может быть семь вариантов конституции:

  • Когда преобладает одна доша: Вата, Питта или Капха; 
  • Когда преобладает две доши: Питта-Вата,Капха-Вата, Питта-Капха; 
  • Когда уравновешены все три доши: Вата-Питта-Капха. Такое состояние называется «Сама Доша» и считается самой лучшей.

К Вате относится тонкая сила Оджас (масло), к Питте – Теджас (огонь), а к Капхе относится Прана (свет и тепло). Идеальное здоровье в Аюрведе считается тогда, когда в гармонии находятся все доши и все три тонкие силы (духовные эссенции).

Ментальная конституция человека

Аюрведа описывает три качества Природы человека, а также всего сущего, они же гуны: Саттва — благость, Раджас — страсть, Тамас — невежество. Каждое явление во Вселенной имеет свою гуну. Все живые существа, вещи, продукты —  всё находится под воздействием какой-либо гуны.

Эти ментальные доши определяют характер человека, состояние его сознания. В разных ситуациях человек может находиться под воздействием разных гун. Изначально триада гун — это гармоничное состояние, которое состоит из чистоты (Саттвы), движения (Раджаса) и инерции (Тамаса).

 Агни — пищеварительный огонь и аюрведа

В Аюрведе все процессы метаболизма связаны с Агни — биологическим огнём. Всего существует тринадцать Агни в организме человека. Джатар-Агни (пищеварительный огонь) считается самым важным. Он контролирует все остальные Агни, так как поддерживает весь метаболический процесс.

У каждой доши пищеварительный огонь работает по-разному. В процессе лечения любого заболевания аюрведическая медицина уделяет большое внимание налаживанию работы пищеварительного огня.

Это очень важная часть терапии, так как при неправильной работе пищеварительного тракта в организме начинает накапливаться ама (токсины), происходит сбой на физическом, эмоциональном и ментальном плане.

Аюрведическая система исцеления отличается от современной медицины своим целостным подходом. Она рассматривает человека как одно целое на всех трёх уровнях: физическом, эмоциональном и ментальном. Она лечит не симптомы, а выявляет и искореняет саму причину недуга. Она подходит индивидуально к каждому, потому что каждый человек — это отдельная Вселенная.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/ayurveda-obshchie-ponyatiya/

Что такое Аюрведа, ее основные понятия и принципы

Аюрведа.

Аюрведа – это наука о естественной жизни, дающая знания о поддержании здоровья и лечении болезней. Специалист-консультант по Аюрведе Татьяна Папшева предлагает начать наше с вами совместное изучение древнеиндийской медицинской науки со знакомства с самыми ее азами.

О Татьяне  Папшевой, соавторе MartaThai.ru читайте здесь.

В нижеследующей статье мы рассмотрим:

  1. Определение Аюрведы.
  2. Происхождение аюрведической науки и святые писания, в которых она излагается.
  3. Цели человеческой жизни, согласно Аюрведе.
  4. Уровни здоровья.
  5. Базовые принципы Аюрведы.

Аюрведический врач никогда не признает пациента полностью здоровым, если тот не светится счастьем и удовлетворенностью от жизни. Официальная медицина разделяет понятия “физическое здоровье” и эмоциональное, психическое. Причем, слишком далеко друг от друга.

Что такое Аюрведа, откуда “взялись” ее знания

Вот определение Аюрведы, приведенное в одном из ведических канонов – «Чарака-самхите» (ЧС):

«Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют  Аюрведой».

Аюрведа не является теорией, принадлежащей какому-то одному древнему ученому. Это объемная частью ведических знаний, которые записаны в авторитетных источниках. Возраст их оценивается в пять тысяч лет, хотя на деле они не имеют возраста и являются частью этого мира.

Если придерживаться ведической точки зрения о создании мира Творцом, то про Веды можно сказать, что они «инструкция по использованию Мира», которую Творец приложил к «изделию». Следовательно, Аюрведа как наука о жизни получена напрямую от самого Творца, ее знания являются предельно точными.

Один из главных принципов ведического знания – «место–время–обстоятельства». Это значит, что знания, использованные с учетом этих категорий, будут гарантированно работать и приносить пользу независимо от страны и эпохи их применения.

История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текста, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по теме – «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита»  и «Аштанга-хридайам-самхита».

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения и специи  морскими и сухопутными торговыми путями везли в страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни.

Здоровый человек – тот, чье чувство счастья постоянно и постепенно увеличивается

Аюрведические знания проникали в Грецию. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством местных целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию современной пластической хирургии.

И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства.

Интересный факт, подтверждающий авторитетность знаний Аюрведы: современная ассоциация хирургов США носит имя «Сушруты» – автора одного из канонов Аюрведы «Сушрута самхита».

В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри-Ланка, Непал. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признает ее традиционной медицинской системой наряду с тибетской и китайской медициной.

 Аюрведа, как наука о жизни даёт определение Жизни и то, для чего нужна жизнь.

«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души».

Для чего нам здоровье? Оно нужно, чтобы осуществить полноценную жизнь. Цели полноценной жизни также определяются в Аюрведе. В “Аштанга Хридаям Самхите” (АХС) написано:

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырех целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, – должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы».

Цели человеческой жизни и уровни здоровья

Согласно Аюрведе, цели человеческой жизни выходят за пределы чисто материальных интересов.

Здоровье – фундамент для достижения всех 4-х целей. Каждая следующая опирается на предыдущую и не достижима без нее. Как справедливо утверждение, что здоровье необходимо для достижения указанных целей, так справедливо и обратное утверждение, что, следуя пути достижения этих целей, человек обретает здоровье.

Уровни здоровья, определяемые в Аюрведе, согласуются с целями жизни. Определяется 4 уровня здоровья:

  • Арогья – отсутствие физических страданий. Первый уровень здоровья подразумевает, что человек не имеет телесных недугов, болей, воспалений и т.п., хорошо чувствует себя соматически. Это базовый уровень, основа для следующих.
  • Сукхам – мирское счастье, удовлетворение от социальной деятельности. Подразумевает удовольствие, которое человек получает от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, гармоничные взаимоотношения на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан с реализацией первой цели жизни – своего предназначения, или дхармы.
  • Свастха – понимание собственной природы. Человек должен осознать, что материальная и духовная природа отличны друг от друга. Материальность – наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется Душой. Она подразумевает индивидуальность.Материальные воплощения временны, но Душа – вечна. Свастха – есть понимание своей природы внутренней и внешней, материальной и духовной, осознание смысла жизни и временности всего происходящего. Все это дает возможность адекватно реагировать на любые события, дает психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере. Свастха тесно связано с четвертой целью жизни – освобождением от невежества.
  • Ананда – счастье, радость, благополучие. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Духовная радость и благоденствие подразумевают, что человек постоянно испытывает чувство счастья, удовлетворенности, что бы ни происходило. Более того, это чувства постоянно и постепенно увеличиваются.

Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом.

Вкусные аюрведические лекарства – специи

Современная трактовка здоровья от ВОЗ очень близка к аюрведическому его пониманию, однако второе отличается наличием четкого определения целей человеческой жизни.

Без цели нет движения, наличие же цели также дает человеку возможность быть здоровым. Аюрведический врач, общаясь с пациентом, обращает внимание на все четыре аспекта здоровья и помогает достичь успеха в каждом из них.

В противном случае здоровье будет не полным.

Базовые принципы Аюрведы

Аюрведа провозглашает следующие основные подходы и принципы.

  1. Учет духовного и материального аспектов бытия, личностный подход к природе человека, а значит и лечению. Каждый из нас обладает индивидуальностью. Реализация уникального таланта – одной из главных задач нашей жизни и целей Аюрведы.
  2. Холистичность, или целостность. Организм рассматривается не как сумма органов и систем, а как целое, где существует четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами.
  3. Психосоматический подход. Наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние тела, на весь организм, болезнь является следствием изменений нашей психики. Мы пытаемся уйти от наших проблем. Но осознать их, понять причину – значит наполовину победить болезнь.
  4. Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.
  5. – Персональный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. Теория «Тридоша» – знание о психофизиологическом строении организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
  6. – приоритет профилактики над лечением, акцент на образе жизни.
    а) Ахара – «то, что проникает в нас» – питаниеб) Вихара – распорядок, режим дня, недели, месяца, жизни

    в) Аушадха – «лекарство, несущее свет (исцеление)». Но даже очень хорошее лекарство, если не используются первые два компонента, не излечивает или воздействует малоэффективно.

  7. Натуропатический подход, когда для лечения или профилактики болезней используются средства естественного, природного, натурального происхождения – травы, минералы, продукты животного происхождения, солнце, воздух, вода и т.д. Причем, Аюрведа лечит противоположным – аллопатически, в отличие от лечения подобным – гомеопатии. 
  8. Диагностика заболеваний на ранних стадиях. То, что современная официальная медицина считает собственно заболеванием, в  Аюрведе является уже пятой стадией его проявления.

Источник: https://martathai.ru/devochkovoe/ayurveda/12.html

Аюрведа – что это такое, принципы лечения аюрведической медицины

Аюрведа.

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется по сей день и является отличным средством для улучшения здоровья организма и обретения гармонии. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Принципы лечения согласно аюрведе

В чем секрет аюрведы и как стоит ее понимать?

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей.

Эта наука особенная, так как ее идеи базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов.

Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, джайны и индуисты.

Основные принципы аюрведы

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание). Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука о жизни. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни.

Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах.

Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его. Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика.

Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то.

Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста.
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу. Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа.
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз.
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз).
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве.
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции.
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия.

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье.

Аюрведическая процедура панчакарма

Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют. Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Согласно аюрведической медицине, следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.

Древнее индийское изображение про лечение

Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Принципы аюрведы гласят, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий. Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех дош.

Для Аюрведы теория тридоши – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов.

Также вы можете ознакомиться со статьей про аюрведу в Индии.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.

Аюрведический подход в лечении разбалансировки дош

Основные процедуры и натуральность

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего.

В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Например, наиболее известные препараты – это горячее молоко, масло гхи и порошок куркумы, которую как эффективное средство в исключительных случаях принимают по 1-2 чайной ложки в день.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна. Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги.

Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться.

А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: масляный аюрведический массаж, йога, широдхара, процедура полоскания рта гандуша, марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек. Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство. Подробнее про питание по дошам.

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические процедуры здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Источник: https://indiada.ru/ayurveda/chto-takoe-ayurveda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть