ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей.

Содержание

Лечебная гимнастика и массаж при рахите

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей.

Рахит — «старая» болезнь, которая сопровождает человечество на протяжении всей истории развития. Впервые о рахите упоминается в трудах Сорана Эфесского (98 — 138 гг. н.э.), он описывал это заболевание как болезнь, деформирующую ноги и позвоночник у детей.

Подробное описание рахита дал английский врач Френсис Глиссон в 1650 году, указав целый ряд причин развития этого заболевания. Некоторые причины актуальны и до сегодняшнего дня: нерациональное питание матери, обильное употребление алкоголя и малоподвижный образ жизни родителей во время зачатия ребенка и беременности женщины.

Некоторые из причин рахита, указанные Глиссоном, должны вызвать улыбку у современного человека: любовь к музыке, поэзии, ежедневное посещение комедий и частое чтение романов.

Помните, этому утверждению 350 лет. За последние 100 лет учёные узнали много о причинах развития и методах лечения рахита и эти знания говорят о том, что правильная профилактика может практически на 100% ликвидировать опасность развития рахита у детей.

Рахит — это заболевание, которое начинает развиваться при регулярном недостатке витамина D в организме ребёнка.

Дефицит витамина D приводит к нарушению обмена кальция и фосфора, что со временем проявляется в нарушении костеобразования и расстройстве работы внутренних органов.

К рахиту надо относиться правильно — это заболевание всего организма, а не просто недостаток одного питательного элемента.

Возможные последствия перенесённого рахита в раннем возрасте: развитие плоскостопия, сужение тазового кольца, деформация и уплощение тазовых костей, зубной кариес и близорукость, деформация позвоночника, пониженный иммунитет.

Нужно обращать внимание на то, в каком положении ребенок сидит, лежит, как он ходит.

Важно, какой приобретается стульчик для кормления для самых маленьких детей, правильно ли подобрано автокресло, вообще вся детская мебель должна быть эргономичной, то есть удобной и не наносящей вред осанке.

Если у ребёнка обнаружен рахит, то в первую очередь надо обратить внимание на питание. Когда ребёнок на грудном вскармливании, то необходимо обогатить питание женщины продуктами или препаратами содержащими кальций, фосфор и витамин D.

Когда ребёнок кушает уже самостоятельно, то необходимо организовать питание малыша так, чтобы он получал все необходимые витамины и минеральные вещества.

Сделать это сейчас при желании совсем несложно, так как выпускается огромное количество специальных продуктов детского питания обогащённых фосфором, кальцием и витамином D.

Дополнительный, но очень важный метод способствующий устранению рахита у детей — это регулярные и умеренные физические упражнения и массаж.

Правила проведения занятий с ребёнком, болеющим рахитом

1. Заниматься с ребёнком надо за 20 — 30 минут до кормления.2. Заниматься надо регулярно 2 — 3 раза в день, постепенно увеличивая интенсивность и продолжительность тренировок.3. Перед тренировкой проветрить комнату.4.

Полезней всего начинать заниматься через 2 — 3 недели после начала приёма препаратов направленных на ликвидацию дефицита витамина D и нормализующих обмен кальция и фосфора в детском организме.

5.

На начальном этапе продолжительность занятий должна быть 10 — 15 минут.

Занятия с ребёнком в возрасте 3 — 6 месяцев

1. Поглаживающий массаж рук. Ребенок лежит на спине, даём ему схватиться левой рукой за большой палец своей правой руки, а ладонью левой руки гладим ручку ребёнка от кисти к плечу. Выполнить 3 — 5 движений и перейти на другую руку.

2. Выполняем поглаживание животика ребёнка по часовой стрелке. Сделать 10 — 15 движений.

3. Поглаживание ног. Ребёнок лежит на спине. Берём своей правой рукой, левую ножку ребёнка немного приподнимая её от стола, и своей левой рукой выполняем поглаживание ножки ребёнка от стопы к туловищу. Сделать 7 — 8 движений, потом перейти на другую ногу.

4. Упражнения для стоп. Ребёнок лежит на спине, поддерживаем стопу одной рукой, а большим пальцем другой руки рисуем «восьмёрку» на стопе ребёнка. Выполнить на одной стопе, а потом на другой.

5. Помогаем ребёнку поворачиваться со спины на живот через разные стороны.

6. Поглаживание спины. Ребёнок лежит на животе. Делаем ладошками поглаживающее движение от шеи ребёнка к ногам, а потом тыльной стороной кистей в обратную сторону. Выполнить 7 — 8 движений.

7. Ребёнок лежит на спине. Даём малышу руками ухватиться за большие пальцы своих рук и после этого разводим руки ребёнка в стороны, а затем перекрещиваем на груди. Сделать 3 — 4 повторения.

8. Ребёнок лежит на спине. Берём своими руками стопы ребёнка и, надавливая, способствуем сгибанию ног малыша. Выполнить 7 — 8 повторений.

9. Выкладываем на живот перед каждым кормлением.

Дополнительные упражнения, рекомендуемые детям в возрасте 6 — 9 месяцев

1. Способствуйте, чтобы ребёнок как можно больше ползал самостоятельно или с вашей минимальной помощью.
2. Ребёнок лежит на животе. Подведите руки под грудь малыша и поднимите его — это упражнение очень хорошо развивает все мышцы задней поверхности тела.

Если лечение рахита начато своевременно, то к году жизни основные проявления этого заболевания устраняются, и с ребёнком можно заниматься физкультурой и массажем как со здоровым малышом, только немного уменьшая интенсивность и время тренировок.

Кроме правильного питания, лечебной физкультуры и массажа, для лечения и профилактики рахита необходимо регулярно и как можно дольше бывать с ребёнком на свежем воздухе.

Время, необходимое для устранения симптомов рахита, зависит от индивидуальных особенностей организма каждого ребёнка, поэтому при лечении рахита надо наблюдаться у врача.

Из книги Александра Кузнецова Физкультура и лечебная гимнастика для самых маленьких

Источник: http://www.bajena.com/ru/articles/2482/lechebnaya-gimnastika-i-massazh-pri-rahite/

Лфк при рахите

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей.

По данным разных авторов, рахит встречается у 70% малышей на первом году жизни и у 10-35% детей — на втором году жизни, при этом тяжелые формы регистрируются все реже. Однако даже и при легком течении болезни, которая изменяет обмен веществ ребенка, нарушается его развитие.

При классическом рахите в организме малыша существует недостаток витамина D (витамин-D-дефицитный рахит) из-за следующих причин (недостаточное поступление витамина с пищей и (или) недостаток образования витамина в коже):

1) недостаточного и некачественного (несбалансированного) питания матери в период беременности;

2) искусственного вскармливания коровьим молоком (неадаптированными смесями);

3) рождения недоношенного ребенка;

4) дефицита солнечного света (в условиях Крайнего Севера) или недостаточного пребывания ребенка на воздухе;

5) желудочно-кишечных заболеваний ребенка (в том числе дисбактериоза кишечника).

При недостатке витамина Б кальций из кишечника не поступает в кровь (не усваивается), из-за чего активизируется гормон паращитовидных желез, и недостающий кальций вымывается из собственных костей (из костей ребенка).

Кроме этого, гормон паращитовидных желез способствует усиленному выведению из организма фосфора и свободных аминокислот, что приводит к развитию ацидоза (кровь становится кислой), а кальций при этом в кости не откладывается.

Изменения обменных процессов отражаются на работе всех органов и систем ребенка: нарушается иммунитет (дети часто болеют), снижается возбудимость клеток коры головного мозга (новые двигательные навыки образуются с трудом, а старые быстро угасают), развиваются мышечная слабость (рахитическая миопатия), разболтанность суставов, что неминуемо приводит к задержке психомоторного развития.

В течение рахита существуют периоды:

1) начальный (с 2 недель до месяца жизни ребенка): ребенок беспокойный, плохо спит, часто плачет, наблюдается повышенная потливость, в том числе и головы, что быстро приводит к облысению затылка. При осмотре такого малыша педиатр может определить размягчение краев большого родничка;

2) разгара: размягчение костей проявляется увеличением лобных и затылочных бугров, утолщениями костной ткани на ребрах и запястьях (рахитические четки и браслеты), изменением формы грудной клетки (она становится широкой книзу, выпячивается кпереди). Связки и мышцы становятся слабыми, а суставы — разболтанными, живот увеличивается в размере.

Из-за деформации грудной клетки и слабости мышц (межреберные мышцы и диафрагма) дыхание такого ребенка становится поверхностным (неглубокий вдох и короткий выдох), легкие плохо вентилируются, а всему организму не хватает кислорода. Больные малыши часто простужаются, а ОРЗ может осложниться пневмонией.

Из-за ацидоза развивается стойкая гипохромная анемия, нарушается работа желудочно-кишечного тракта;

3) выздоровления (реконвалесценции). В этот период нормализуется тонус центральной и вегетативной нервной системы, восстанавливаются двигательные навыки ребенка, уменьшается или исчезают симптомы размягчения костей. Однако следы размягчения костной ткани (деформация грудной клетки, черепа, ног) остаются;

4) остаточных явлений (после 2 лет). Физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, уменьшают ацидоз, повышают тонус мышц, создают условия для нормальной работы центральной нервной системы, предупреждая отставание ребенка в развитии. Специальные занятия позволяют исправлять имеющиеся деформации и предупреждать появление новых, повышают защитные силы организма ребенка.

Лечебные упражнения и массаж проводятся во все периоды рахита, противопоказания могут носить только временный характер (на период острых инфекционных заболеваний или гнойничковых поражений кожи).

В начальном периоде рахита (в первый месяц жизни ребенка) разрешаются только массаж и возрастные упражнения. В период разгара заболевания длительность ЛФК может достигать 12 мин, более половины времени (70%) отводится на массаж. Учитывая, что в период разгара заболевания кожа ребенка особенно чувствительна (гиперестезия), применяется ТОЛЬКО ЛЕГКОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ.

Примерный комплекс массажа и физических упражнений в период разгара рахита для ребенка от 3 до 6 месяцев

Упражнение 1. Массаж рук. Исходное положение — лежа на спине. Левой рукой удерживать правую кисть ребенка так, чтобы малыш охватывал ваш большой палец. Ладонью правой руки проводить поверхностное поглаживание вдоль внутренней поверхности предплечья и плеча в направлении от кисти к подмышечной впадине. Над локтевым суставом массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Массаж ног. Исходное положение — лежа на спине.

Ладонью руки захватить одноименной голеностопный сустав ребенка снизу, придав всей ноге положение легкого сгибания в коленном и тазобедренном суставах.

Проводить поверхностное поглаживание в направлении от стопы к паховой области по наружной и задней поверхности голени и бедра. В области коленного сустава массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3. Массаж живота. Исходное положение — лежа на спине. Ладонью правой руки проводить мягкие круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке, не оказывая давления на края реберных дуг.

Затем ладони обеих рук расположить параллельно средней линии живота (поочередно обе руки — то справа, то слева): правая рука вверху (у реберного края), левая — внизу (над лобком). Левой рукой проводить поглаживание по направлению вверх, правой — вниз.

Следующим этапом ладони расположить на боковой поверхности грудной клетки и проводить поглаживание по направлению вперед и вниз до лона. Повторить все действия 6-8 раз.

Упражнение 4. Массаж стоп. Исходное положение — лежа на спине.

Удерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцем другой руки проводить поверхностное поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу.

Затем фалангами указательного и среднего пальца выполнить поглаживание боковой поверхности стопы и подошвы от пальцев к пятке. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Рефлекторное упражнение для стоп. Исходное положение — лежа на спине.

Удерживая ногу ребенка левой рукой за голень, мягко надавить указательным пальцем правой руки на подошву у основания II-III пальцев — ребенок согнет пальцы стопы.

Затем большим пальцем правой руки провести по средней линии стопы сверху вниз до середины пятки с легким нажимом — ребенок разогнет пальцы.

Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам — произойдут тыльное сгибание большого пальца и расхождение остальных пальцев в виде веера. Повторить все действия 2-4 раза.

Упражнение 6. Поворот со спины на живот. Исходное положение — лежа на спине.

Левой рукой удерживать левую руку ребенка, а правой рукой обхватить обе голени снизу. Слегка потянуть ребенка за руку вперед, выпрямляя при этом ноги и поворачивая их вместе с тазом вправо до тех пор, пока он не окажется сначала на правом боку, а затем на животе, Повторить в другую сторону.

Упражнение 7. Массаж спины. Исходное положение — лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута на бок. Массаж проводится тыльной поверхностью фаланг. Обе руки расположить в низу спины по обеим сторонам позвоночника. Поверхностное поглаживание проводить по направлению вверх и в сторону, огибая внутренний и нижний край лопаток, до подмышечной впадины. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Массаж ягодиц. Исходное положение — лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута вбок. Проводить поглаживание ягодиц от больших вертелов до крестца, располагая ладони в верхненаружной поверхности бедер. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 9. Повторить массаж рук (см. упражнение 1).

Упражнение 10. Упражнение для рук. Исходное положение — лежа на спине. Обхватить кисти ребенка и, разгибая руки в локтях, отвести в стороны на уровне плеч до прикосновения к столу. Затем привести руки к груди, скрестив их (ребенок как бы обнимает себя). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Повторить массаж ног (см. упражнение 2).

Упражнение 12. Сгибание и разгибание ног. Исходное положение — лежа на спине.

Обхватить ноги ребенка в нижней трети голени и согнуть обе ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка нажимая ногами на живот. Медленно разогнуть ноги. Повторить 3-4 раза и выполнить попеременное сгибание ног 3-4 раза. Повторить то же самое для другой ноги.

Упражнение 13. Повторить массаж живота (см. упражнение 3).

Упражнение 14. Выкладывание ребенка на живот. Исходное положение — лежа на животе так, чтобы руки находились перед грудью, голова была повернута в сторону. Ребенок должен поднимать и удерживать голову в течение 20 с.

Примерный комплекс ЛФК и массажа в период реконвалесценции для ребенка 3-6 месяцев

Упражнение 1. Проводить массаж рук, ног (поверхностное поглаживание) в течение 2 мин. Исходное положение — лежа на спине.

Упражнение 2. Проводить массаж живота в течение 2 мин. Исходное положение — лежа на спине. Слегка согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и развести в стороны. Кроме кругового поглаживания, проводится растирание: кончиками пальцев проводить спиралеобразные движения по всему животу.

Упражнение 3 — сведение лопаток. Исходное положение — лежа на животе. Осторожно развести руки ребенка в стороны,, согнуть в локтях и отвести плечи назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4. Проводить массаж ягодиц в течение 30 с. Исходное положение — лежа на животе. Кроме поглаживания осуществляются растирание и поколачивание.

Упражнение 5 — приподнимание ног. Исходное положение — лежа на животе. Левой рукой захватить оба голеностопных сустава ребенка, слегка приподнять над столом, правой рукой фиксируя поясницу. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 6. Проводить массаж ног в течение 4 мин. Исходное положение — лежа на спине. Сначала проводится поглаживание, затем — растирание.

Массаж левой ноги: правая ладонь спиралеобразно движется по передней поверхности голени и бедра, левая — по задней поверхности с легким надавливанием и смещением кожи. При массаже правой ноги поменять расположение рук.

Снова провести поглаживание и применить следующий прием — поперечное разминание одной или двумя руками, располагая пальцы обеих рук в одну сторону. Закончить массаж поглаживанием.

Упражнение 7. Рефлекторное ползание в течение 20 с.

Упражнение 8. Проводить массаж стоп в течение 40 с. Исходное положение — лежа на спине. Кроме поглаживания, проводится растирание: поддерживая стопу ребенка, большим пальцем проводить спиралеобразные растирания тыльной поверхности стопы снизу вверх, боковых поверхностей стопы и подошвы от пальцев к пятке и обратно. Завершить массаж поглаживанием стопы.

Упражнение 9 — присаживание. Исходное положение — лежа на спине. Вложить в ладони ребенка свои большие пальцы, отвести руки малыша в стороны и присаживать его до полуприседа. Повторить 4 раза.

Упражнение 10 — разгибание позвоночника («парение»). Исходное положение — лежа на животе. Подвести под живот ребенка обе руки и приподнять его над столом: ребенок удерживает руки и ноги на весу, поднимает плечи и голову. Повторить 2 раза.

Упражнение 11. Проводить массаж спины в течение 3 мин. Исходное положение — лежа на животе.

Сначала проводится поглаживание спины, затем — растирание: спиралеобразные движения согнутыми пальцами обеих рук с опорой на большие пальцы вдоль позвоночника с обеих сторон.

Снова — поглаживание, затем — разминание: кончиками пальцев сделать кожный валик между большим и остальными пальцами руки, продвигая его вдоль позвоночника снизу вверх. Закончить массаж поглаживанием спины.

Упражнение 12. Сгибание и разгибание рук. Исходное положение — лежа на спине. Обхватить кисти ребенка, поочередно сгибать и разгибать руки на уровне груди. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Сгибание и разгибание ног. Исходное положение — на спине. Попеременно сгибать и разгибать ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

Упражнение 14. Проводить общий массаж в течение 1 мин. Исходное положение — лежа на спине. Выполнить поверхностное поглаживание рук, ног, живота, грудной клетки.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/lfk-pri-rahite.html

Массаж и лечебная гимнастика при гипотрофии

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей.

  • I Степень гипотрофии
  • II Степень гипотрофии
  • III Степень гипотрофии

Гипотрофией называется состояние истощения, вызванное постоянным расстройством питания. Причины, ее вызывающие, очень многообразны, однако самой частой является неправильно организованное или недостаточное питание малыша.

Малое количество или обедненный состав материнского молока и плохое сосание приводят к долговременному голоданию и снижению массы тела.

Чаще всего гипотрофией страдают дети недоношенные и с некоторыми врожденными пороками развития.

Например, длительное расстройство пищеварения, заболевания, связанные с нарушением обменных процессов, частые и долго протекающие инфекции способствуют истощению растущего организма.

В некоторых случаях гипотрофия возникает даже при внутриутробном развитии, если мать злоупотребляет табакокурением или алкоголем либо сама страдает каким-либо хроническим заболеванием.

Большое значение имеет уход за новорожденным и условия окружающей среды. Если ребенку постоянно не хватает солнечного света, свежего воздуха и, главное, внимания взрослых, у него может развиться гипотрофия, как следствие плохого ухода.

В недалеком прошлом это заболевание носило массовый характер в домах ребенка и других детских приютах. Тогда же было введено понятие «госпитализм», обозначающее отставание в физическом и психическом развитии детей, долгое время находившихся в условиях стационара.

Длительное пребывание в больнице и сейчас неблагоприятно сказывается на состоянии новорожденных (отчасти из-за риска инфекции и бедности внутрибольничной среды).

Причины истощения детского организма могут быть самыми различными, но распознать гипотрофию не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Голова ребенка, страдающего этим недугом, непропорционально велика, жировой слой под кожей тает буквально на глазах, мышцы становятся меньше, кожа сухая, тусклая и дряблая.

Первый признак гипотрофии – замедление или полное прекращение прибавления массы тела. По тому, насколько вес больного ребенка ниже возрастной нормы, различают несколько степеней гипотрофии:

– I степень – легкая, отставание в весе 15–20 %; – II степень – средняя отставание в весе до 30 %;

– III степень – тяжелая, нехватка веса более 30 %.

Лечение прежде всего должно быть направлено на устранение причины заболевания. Ребенку нужно обеспечить нормальное питание, правильный двигательный и гигиенический режим.

Хорошие результаты дают лечебная гимнастика и массаж, призванные повысить сопротивляемость организма к инфекциям и сформировать хорошие двигательные навыки.

Временными противопоказаниями к выполнению упражнений и приемов массажа являются прогрессирующая потеря веса, ярко выраженный токсикоз, повышение температуры тела и острый период сопутствующего заболевания.

Учитывая некоторые особенности гипотрофии, подход к выполнению массажных приемов и физических упражнений должен быть строго индивидуальным. Нужно постоянно помнить о том, что у больного ребенка нарушена терморегуляция и снижена сопротивляемость к различным инфекциям.

В связи с этим рекомендация во время процедур полностью обнажать ребенка неприемлема. В процессе выполнения комплекса малыша нужно раздевать частично.

Например, во время массажа ног плечи и туловище нужно прикрыть теплой пеленкой, а при массаже рук переместить ее, полностью накрыв туловище и ноги.

Перед выполнением массажных приемов нужно особенно тщательно помыть руки, насухо вытереть их полотенцем и согреть. Массаж следует проводить осторожными плавными движениями, не допуская толчков и рывков.

Кроме того, быстрая утомляемость больного ребенка требует рассеянной нагрузки.

Например, недопустимо долго нагружать одну и ту же мышечную группу или долго держать малыша в одной позе – на боку, животе или спине.

I Степень гипотрофии

   (содержание)

При I степени гипотрофии (самой легкой) общее состояние малыша, как правило, удовлетворительное, хотя наблюдается небольшое отставание психомоторного развития, слой подкожного жира на животе уменьшен, а тургор тканей снижен.

Массаж и лечебная гимнастика в этом случае должны быть менее нагрузочными, чем для здорового ребенка, а количество повторов следует уменьшить за счет более частого применения поглаживания.

Примерным ориентиром для выполнения оздоровительных комплексов могут служить массажные приемы и упражнения, рекомендованные для недоношенных детей.

Для более быстрого восстановления подвижности следует проводить занятия несколько раз в день по нескольку минут. Предпочтение нужно отдать поворотам на живот, положению лежа на животе, подъему головы, приседаниям, ползанию и пр. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 20–30 минут.

II Степень гипотрофии

   (содержание)

При II степени гипотрофии общее состояние ребенка ухудшается, становится более заметной задержка физического и психического развития, появляется раздражительность, которая сменяется периодами вялости, и нарушается сон. Слой подкожного жира уменьшается как на животе, так и на других частях тела – конечностях и туловище. Кожа приобретает бледность и сухость, тонус мышц заметно повышен, а тургор тканей снижен более отчетливо.

Занятия с ребенком должны состоять из рефлекторных упражнений и поглаживаний. После того как тонус мышц придет в норму, можно разнообразить занятия пассивными упражнениями, выполняемыми в медленном темпе. После этого нужно выполнить поглаживание. Продолжительность занятий должна составлять от 10 до 15 минут.

Примерный план занятий при гипотрофии II степени с ребенком 5–6 месяцев:

1. Массаж рук – поглаживания (5–6 раз). 2. Скрещивание рук (3–4 раза). 3. Массаж ног (приемы чередовать с поглаживаниями и повторять не более 3–4 раз). 4. Разгибание и сгибание ног (поочередное и одновременное) либо «скользящие шаги» (2–4 раза). 5. Поворот на живот при помощи взрослого (в одну сторону). 6. Массаж спины – поглаживания и растирания (не более 3–4 раз). 7.

Поворот на живот при помощи взрослого в противоположную сторону (1 раз). 8. Массаж живота – поглаживания (6–8 раз). 9. Массаж стоп – поглаживания и растирания (6–8 раз). 10. Рефлекторные упражнения для стоп (6–8 раз). 11. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника на левом и правом боку (по 1 разу).

12. Массаж груди – поглаживания и вибрация (3–4 раза).

III Степень гипотрофии

   (содержание)

При III степени гипотрофии на фоне ухудшения общего состояния появляются расстройства функций всех систем и органов. Ребенок заторможен, вял и резко отстает от своих сверстников в психомоторном развитии. На коже появляются складки, подкожная жировая клетчатка почти отсутствует, а атрофия мышц сопряжена с повышенным тонусом.

Помимо перечисленных симптомов, отмечается полное расстройство терморегуляция, из-за чего возможны резкие колебания температуры тела.

При тяжелой гипотрофии и прогрессирующем снижении веса массаж и гимнастика строго противопоказаны. Допустимы только частая перемена положения тела малыша, сон и прогулки на свежем воздухе.

После того как масса тела ребенка начнет увеличиваться, можно приступать к массажу и лечебной гимнастике. Однако нагрузки на организм должны быть минимальными, а массажные приемы – щадящими (поглаживание).

Упражнения, базирующиеся на врожденных рефлексах, следует вводить с большой осторожностью.

Учитывая то, что иммунитет такого ребенка значительно снижен, необходимо строго соблюдать все правила проведения массажа – от температуры воздуха в помещении (25–26 °C) до отказа от полного обнажения тела ребенка. Продолжительность занятий должна составлять не более 5–8 минут.

Примерный план занятий при гипотрофии III степени с ребенком 3–6 месяцев:

1. Массаж рук – поглаживания (3–4 раза). 2. Массаж ног – поглаживания (3–4 раза). 3. Массаж стоп (не более 5–6 раз). 4. Рефлекторные упражнения для стоп (5–6 раз). 5. Перекладывание на живот. 6.

Массаж спины – поглаживания (3–4 раза). 7. Повороты на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку (1 раз для каждой стороны). 8. Массаж живота – поглаживания (3–4 раза).

9.

Массаж груди – поглаживания (3–4 раза).

По мере того как вес ребенка увеличивается, а его самочувствие улучшается, занятия можно расширить, включая в комплекс новые упражнения и массажные приемы, а также увеличивая продолжительность занятий за счет большего количества повторов одного и того же приема или упражнения.

Источник: http://famportal.ru/roddeti/120-det-massag/157-massag-i-lechebnaia-gimnastika-pri-gipotrofii

Детский массаж при рахите

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей.

Рахит — заболевание, характеризующееся нарушением обмена веществ, следствие недостатка в организме витамина «Д», ведущего к нарушению фосфорно-кальциевого баланса. Кости становятся мягкими, истончёнными, легко искривляющимися и ломкими. При заболевании рахитом страдает не только костная, но также мышечная и нервная системы.

Причинами заболевания являются: дефицит витамина «Д», недостаток в организме ребёнка кальция, фосфора, белка. Чаще к рахиту предрасположены недоношенные дети, с внутриутробной или послеродовой гипоксией, с низкой двигательной активностью, часто болеющие дети.

Недостаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе также может привести к развитию рахита. В организме ребёнка витамин «Д» вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей, поэтому в зимний период полезно проводить профилактическое кварцевание, а летом рекомендуется продолжительное пребывание ребёнка на свежем воздухе.

Практика показывает, что из препаратов, содержащих витамин «Д», наиболее эффективен «рыбий жир».

Три степени тяжести заболевания рахитом

Выделяют 3 степени тяжести заболевания. При 1 степени начинаются функциональные изменения вегетативной нервной системы (повышенная потливость, ребёнок беспокоен, более капризен), вытираются волосы на затылке.

Симптомами 2 степени являются изменения костной системы. Появляются теменные, лобные бугры, деформация грудной клетки — «рахитические чётки».

При 3 степени происходят нарушения как со стороны костной системы, так и со стороны внутренних органов, отмечается искривление позвоночника (сколиоз), деформация конечностей.

Лечение рахита

Назначают комплексное лечение, которое включает: длительное пребывание ребёнка на свежем воздухе, кварцевание, витаминотерапию, лечебную физкультуру, массаж. Массаж занимает одно из ведущих мест при лечении рахита, поскольку он активизирует обменные процессы, укрепляет мышечную и костную систему, улучшает трофику тканей.

Массаж

При заболевании рахитом, кости размягчаются, становятся ломкими, поэтому в начале лечения и в период разгара заболевания массаж проводят в щадящем режиме.

По своему характеру нарушения можно разделить на:

  1. Нарушения грудной клетки. Эти нарушения могут иметь одну из двух разновидностей — «куриная грудь» (рёбра выпячены вперёд под острым углом), либо «грудь сапожника» (впалая);
  2. Деформация нижних конечностей. Возможна одного из двух видов — О-образное искривление ног, (сопровождается плоско-варусной установкой стоп), Х-образное искривление (в комплексе с плоско-вальгусными стопами);
  3. В некоторых случаях возможна «рахитическая коксавара» (изменение шеечно-диафизарного угла);
  4. Ослабление мышц живота (именуемого «лягушачий живот»).

Эти нарушения могут присутствовать у ребёнка в различных сочетаниях. Далее рассмотрены приёмы массажа, специфические для каждого из указанных нарушений.

Необходимо отметить, что причинами деформации ног может быть не только рахит, но и раннее вставание ребёнка на ноги, когда костно-мышечная система ещё не окрепла, дефекты в развитии стопы, дисплазия и вывих бедра, а также излишний вес у ребёнка. Ребёнку надо избегать длительного стояния на ногах, чаще давать отдых ногам, не совершать длительные пешие прогулки.

«Куриная грудь»

рис.1рис.2Делается укрепляющий массаж по общей схеме, но большее внимание уделяют грудной клетке, межрёберным мышцам, которые необходимо интенсивно растирать подушечками пальцев вдоль межрёберных мышц в течение 2-3 минут (Рис.1). Сзади акцент необходимо делать на межлопаточную область, разгибатели спины (Рис.2, 3, 4). Спереди — на деформированные рёбра с применением приёмов надавливания на грудину с задержкой до 10 секунд (Рис.5). Последний приём повторить 2-3 раза, а при большой деформации 6-8 раз.
рис.3рис.4рис.5

«Грудь сапожника»

При «груди сапожника», сзади — акцент делается на межлопаточную область и разгибатели спины (Рис.2, 3, 4), а спереди — на растяжение грудной клетки вдоль рёберных дуг (Рис.1). Массаж проводят в щадящем режиме т.к. большие грудные мышцы спазмированы и ребёнок может ощущать боль. Применяют пассивную коррекцию рёберных дуг — надавливание внутрь с задержкой до 10 секунд (Рис.6), чередуя с глубокими, энергичными поглаживаниями (Рис.7).рис.6рис.7

Рахитическая коксавара

рис.8Большое внимание необходимо уделить нижним конечностям. Могут наблюдаться нарушения и со стороны тазобедренного сустава. При образовании рахитической коксавары, нарушается походка (так называемая «утиная»). При ходьбе ребёнок как бы переваливается из стороны в сторону. Причина в несостоятельности ягодичных мышц, поэтому используется стимулирующий, укрепляющий массаж мышц бёдер и ягодиц, с применением приёмов растирания и разминания (Рис8-14).
рис.9рис.10рис.11
рис.12рис.13рис.14

О-образное искривление ног

При О-образном искривлении происходит неправильное развитие коленного сустава. Связки, укрепляющие сустав, снаружи растягиваются, а с внутренней стороны наоборот, спазмируются. Наружный мыщелок увеличивается в размере (кажется, что кость растёт в бок).

На внешнюю поверхность голени (Рис.15,16) и бедра (Рис. 17,18,19) делают интенсивный, укрепляющий массаж, т.к. мышцы там слабые, растянутые.рис.15рис.16
рис.17рис.18рис.19
рис.20рис.21рис.22
рис.23На внутренней, где мышцы напряжены, массаж наоборот лёгкий (необходимо снять напряжение), основные приёмы — поглаживание (Рис.20,21), потряхивание(Рис.22), продольное растяжение мышц (Рис.23).
Для коррекции коленного сустава применяют надавливание на наружную поверхность коленного сустава(Рис.24).рис.24
рис.25рис.26При О-образном искривлении ног происходит образование варусных стоп (стопа повёрнута внутрь). Схема массажа такая же: на внешней стороне укрепляющий (Рис.25,26), а на внутренней расслабляющий (Рис.27,28) с продольным растяжением мышц стопы (Рис.29).
рис.27рис.28рис.29

Х-образное искривление ног

При Х-образном искривлении связки растягиваются на внутренней стороне коленного сустава, а снаружи спазмируются. Здесь внутренний мыщелок увеличивается в размере.
рис.30рис.31рис.32
Мышцы внешней поверхности голени и бедра расслабляют (Рис.30,31), растягивают (Рис.32), а внутренней поверхности укрепляют (Рис. 33,34,35,36,37).рис.33
рис.34рис.35рис.36
рис.37рис.38Корректируют коленный сустав надавливанием на внутренний мыщелок (Рис. 38) (15-20 надавливаний за сеанс).
Для Х-образного характерно развитие вальгусных стоп (стопа наружу). При этом массаж делается с акцентом на подошву (профилактика развития плоскостопия), внешняя поверхность расслабляется (Рис.39,40), а внутренняя укрепляется (Рис.41,42).рис.39
рис.40рис.41рис.42

Х-образное искривление исправлять гораздо труднее, после 3 лет оно практически не поддаётся лечению. Массаж делают 20-25 минут, 15-20 раз, до улучшения состояния или полного выздоровления. Между курсами должно пройти не менее 2-х недель.

Живот

Для укрепления мышц живота делают стимулирующий массаж и любые упражнения на укрепление брюшного пресса:

рис.43рис.44рис.44

«велосипед» (Рис.43); сгибание ног вместе (Рис.44); подъём ног (Рис.45); подъём туловища (Вы с ребёнком лицом друг к другу, поддерживая малыша под бёдра, наклоняете его спиной вперёд, потом заставляете подняться, помогая при необходимости. Когда он уже не совсем маленький, удобно, чтобы его ноги обхватывали вас за талию.). Повторите каждое упражнение по 10-15 раз.

Катя 4,5 м-ца: у ребёнка начал развиваться рахит (несмотря на приём «Д-3»), появились потёртости на затылке, грудная клетка начала деформироваться (врачи поздно обратили внимание на симптомы).

Провели кварцевание, чередуя с приёмом рыбьего жира (чтобы не было гипервитаминоза), сделали 2 курса массажа по 15 сеансов с перерывом в 2 недели.

Деформация грудной клетки исправлена, на затылке начали расти волосы, через месяц признаков рахита не обнаружено.

Артём 3 м-ца: первым признаком рахита также была залысина на затылке. Маме было рекомендовано чаще и дольше находиться с ребёнком на свежем воздухе, кормить по требованию, а не по часам (ребёнок плохо прибавлял в весе), провели 20 сеансов массажа, через 2 недели ещё 10. К концу второго курса стали заметны улучшения в состоянии ребёнка. Прогноз благоприятный.

Полина 6 м-цев: у ребёнка стали сильно потеть конечности, появилась залысина на затылке, ребёнок стал более возбудим. Поставлен диагноз рахит. Ребёнку начали вводить прикорм. Массажа и гимнастики проведено 2 курса по 15 сеансов с перерывом в 2 недели. Пройден курс кварцевания. Ребёнок стал спокойнее, у него улучшился сон, потливость уменьшилась. Прогноз благоприятный.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.

Источник: http://stmassage.ru/stati/detskij-massazh-pri-raxite.html

Массаж при некоторых заболеваниях у детей от 0 до 7 лет – рахит, гипотрофия, пупочная грыжа, запоры, метеоризм

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей.

статьи «Массаж при некоторых заболеваниях у детей»:

Рахит

Гипотрофия

Пупочная грыжа

Запоры (метеоризм)

Плоскостопие

Врожденный вывих бедра

Врожденная мышечная кривошея

Врожденная косолапость

В раннем детском возрасте нередки заболевания, и массаж является одним из важных методов комплексного лечения. Он прост в исполнении и его может освоить и проводить сама мать ребенка, предварительно пройдя обучение у массажистки.

Массаж при рахите у детей от 0 до 7 лет

Рахитом чаще болеют дети в возрасте от 2 мес. и старше.

Для рахита характерны изменения всех видов обмена веществ.

Характерно расстройство фосфорно-кальциевого обмена.

При рахите возникает деформация опорно-двигательного аппарата.

В значительной степени поражается мышечная система в связи с недостаточным поступлением в мышцы богатых энергией фосфорных соединений (АТФ), нарушением кальциевого обмена.

Отмечается дряблость мышц, вздутие живота, беспокойство, плохой сон, потливость и др.

Важную роль в клинике рахита играют нарушения функции дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц, деформации грудной клетки.

Различают 3 степени рахита: I — легкий рахит, II — болезнь средней тяжести, III — тяжелый рахит.

Задачи массажа

Массаж успешно применяют в комплексном лечении рахита, он улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует в мышцах окислительно-восстановительные процессы, нормализует сон.

Массаж проводится осторожно.

Применяют поглаживание, растирание.

Массаж выполняется несколько раз в день.

Продолжительность процедуры 5–7 мин.

Массаж при гипотрофии у детей от 0 до 7 лет

Для гипотрофии характерно истощение организма, истончение подкожно-жирового слоя в результате нарушения функций желудочно-кишечного тракта, перенесенных инфекционных заболеваний и др.

У ребенка падает вес, отмечается вялость мускулатуры, бледность кожи, нарушение теплового обмена и др. Гипотрофия — наиболее частое проявление хронической недостаточности питания у детей раннего возраста (неправильное вскармливание и уход, частые заболевания и т. д.).

Выделяют три степени гипотрофии: при I степени потеря веса составляет до 20% от нормы, при II — до 40% и при III — более 40%.

В комплексном лечении гипотрофии массаж занимает ведущее место.

Большое значение имеют также правильный уход, систематическое правильное питание.

Задачи массажа

Улучшение и нормализация обменных процессов, функции желудочно-кишечного тракта, восстановление функции опорно-двигательного аппарата.

Методика массажа

Используют поглаживание, растирание и разминание всего тела.

Массажные приемы используются в зависимости от возраста (периода развития ребенка).

Во время проведения процедуры ребенка необходимо чаще поворачивать со спины на живот и обратно.

Массаж проводится 2–3 раза в день.

Продолжительность массажа 3–5 мин.

Массаж при пупочной грыже у детей от 0 до 7 лет

Пупочная грыжа встречается у детей довольно часто.

Грыжа возникает из-за слабости пупочного кольца, нередко наблюдается еще расхождение прямых мышц живота.

Предрасполагающим фактором являются запоры, кашель, повышение внутрибрюшного давления.

Массаж выполняют в положении на спине; массируют живот, косые мышцы живота (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте), а затем ребенка поворачивают на живот и массируют спинку.

Продолжительность массажа 5–7 мин с включением упражнений для ног.

Массаж при запорах (метеоризме) у детей от 0 до 7 лет

Запоры (метеоризм). У грудных детей это частое явление. Хороший результат дает массаж живота.

При проведении массажа включают поглаживание, растирание живота, после чего ребенка кладут на живот и проводят массаж спины. Затем дают ему возможность полежать, а лучше — поползать на животе. Эту процедуру следует выполнять многократно в течение дня.

Продолжительность массажа при запорах 3–5 мин.

Массаж при плоскостопии у детей от 0 до 7 лет

Плоскостопие — это деформация стопы (ее свода) в сочетании с пронацией и супинацией, нередко контрактурой стопы.

Плоскостопие возникает в результате раннего вставания и ходьбы, слабости мускулатуры, перенесенного рахита и др.

Во время стояния и ходьбы основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний край стопы при значительной утрате их рессорных свойств.

Признаком выраженного плоскостопия является изменение формы стопы.

При плоскостопии проводится не только массаж стоп, но и всего тела.

Особое внимание уделяется массажу стоп, голеней; включают приемы: поглаживание, растирание, похлопывание. Массаж проводится в сочетании с лечебной гимнастикой.

Продолжительность массажа при плоскостопии 5–7 мин.

Массаж при врожденном вывихе бедра у детей от 0 до 7 лет

Врожденный вывих бедра – данный вид патологии опорно-двигательного аппарата возникает в результате изменения в хрящевой ткани суставов, замедления окостенения в тазобедренном суставе, а также изменения связочного аппарата.

Детей с врожденным вывихом бедра укладывают в специальные шины с разведением ног в стороны.

Пребывание в таком положении ухудшает кровообращение, питание тканей и т. д.

Эффективным средством борьбы с атрофией мышц является массаж. Он улучшает крово- и лимфоток, обменные процессы в мышцах. Для проведения массажа шины снимают и проводят поглаживание, растирание, разминание и лечебную гимнастику. Продолжительность процедуры 7–8 мин.

После окончательного снятия гипсовой повязки общий массаж проводится 2–3 раза в день в сочетании с лечебной гимнастикой.

Продолжительность массажа при врожденном вывихе бедра у детей 5–7 мин.

Массаж при врожденной мышечной кривошеи у детей от 0 до 7 лет

Врожденная мышечная кривошея — деформация шеи, характеризующаяся неправильным положением головы с наклоном в сторону пораженной мышцы. Мышечная кривошея связана с укорочением грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Мышечные волокна грудино-ключично-сосцевидной мышцы недоразвиты, часть мышечной ткани замещена соединительной тканью (см. Соединительная ткань).

При пальпации мышца утолщена и уплотнена в средней и нижней ее части. К 3–4 неделям отмечаются наклон и поворот головы.

В раннем возрасте ведущим методом лечения являются массаж и специальные упражнения.

Задачи массажа: улучшить трофику пораженной мышцы, способствовать уменьшению и ликвидации мышечной контрактуры, предупредить деформацию шеи. С помощью массажа можно влиять на мышечный тонус.

Массажные приемы: поглаживание, растирание и разминание подушечками пальцев и большим пальцем, прием «щипцы» и специальные упражнения на растяжение мышцы.

Проводится, как правило, общий массаж, но в большей степени массируют шею, грудино-ключично-сосцевидную мышцу и лицо. Грудино-ключично-сосцевидную мышцу растирают и разминают большим и II–III пальцами от сосцевидного отростка височной кости к ключице.

Более интенсивные массажные движения проводят на стороне укорочения мышцы, но массаж не должен вызывать боль, так как боль способствует сокращению мышцы. После массажа применяют упражнения на растяжение грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Массаж при врожденной косолапости у детей от 0 до 7 лет

Врожденная косолапость — одно из наиболее частых врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Для косолапости характерно приведение, супинация стопы с ее подошвенным сгибанием. Врожденная косолапость является следствием контрактуры мягких тканей стопы.

Наиболее успешно лечение в первые 3–4 недели жизни ребенка, когда коррекция связочного и мышечного аппарата наиболее податлива и растяжима.

Массаж обеспечивает нормальные условия роста и развития стопы и восстановление ее формы и функции.

Приемы массажа должны соответствовать уровню развития ребенка.

Проводится общий массаж всего тела с акцентом на массаж стоп и голеней. Включают следующие приёмы: поглаживание, растирание и разминание подушечками пальцев и большим пальцем. Включают упражнения для стопы, голеностопного сустава, которые выполняют в сочетании с массажем.

Продолжительность массажа 5–7 мин.

После снятия гипсовой повязки проводится также общий массаж с включением пассивных упражнений.

Английский
рахит – rickets гипотрофия – hypotrophy пупочная грыжа – umbilical hernia запоры (метеоризм) – constipation (flatulence) плоскостопие – flat-foot врожденный вывих бедра – congenital hip dislocation врожденная мышечная кривошея – congenital muscular torticollis

врожденная косолапость – congenital club-foot

Источник: https://myvaleology.com/html/massaj/zabolev/pediatr/nek-zab-detey-all.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.