ЛФК и массаж при заболеваниях и родовой травме головного и спинного мозга.

Содержание

Родовые травмы. Родовая опухоль, кефалогематома, переломы костей при родах, разрывы внутренних органов, травмы головного и спинного мозга. Прогноз и лечение родовых травм

ЛФК и массаж при заболеваниях и родовой травме головного и спинного мозга.

Родовые травмы – это повреждения тканей и органов плода во время родов, обусловленные патологией внутриутробного развития или механическим повреждением в родах. Как правило все родовые травмы происходят при естественных, особенно при затяжных родах.

Классификация родовых травм

Родовые травмы делятся:

  1. Травмы мягких тканей (к ним относятся родовая опухоль, кефалогематома);
  2. Травмы костей (наиболее част перелом ключицы);
  3. Травмы внутренних органов – редкие повреждения;
  4. Травмы центральной нервной системы (подразделяются на травмы головного и спинного мозга).

Родовая опухоль

Родовая опухоль – физиологическое состояние (т.е. состояние, являющееся нормальном при естественных родах и не требующее лечения), возникает при естественных родах в результате механического воздействия родовых путей на ткани головки ребенка.

На головке ребенка возникает отек (шишка). Отек может распространяться за пределы одной кости. Кожа над опухолью не изменена. Самочувствие ребенка при родовой опухоли не нарушено.

Лечение родовой опухоли: специального лечения при родовой опухоли не назначают и к моменту выписки родовая опухоль обычно проходит без каких-либо последствий для ребенка.

Кефалогематома

Кефалогематома – возникает при естественных родах в результате трения головки о родовые пути (при крупном плоде, затяжных родах, слабой родовой деятельности и т.д.).

Происходит отслойка надкостницы, при этом образуется полость между надкостницей и самой костью, полость эта заполняется кровью. Чаще всего кефалогематома – это односторонний процесс.

В большинстве случаев кефалогематома развивается в области теменной кости. За пределы одной кости кефалогематома не выходит.

Кефалогематома сохраняется до нескольких недель, но в целом проходит в течение 3х недель.

Лечение кефалогематомы: специфического лечения не назначают, рекомендуется очень бережное обращение с головкой новорожденного. Однако при сохраняющейся больше месяца гематоме, врач проводит пункцию, отсасывает кровь, а в полость вводят лекарства (как правило, это гормоны).

Переломы костей при родах

Переломы костей ребенка при родах – родовая травма, встречающаяся не слишком редко. Чаще всего возникает перелом ключицы (при естественных родах в связи с неграмотным вмешательством акушера). К счастью, кости новорожденных ломаются не так, как у взрослых (сравнивают с переломом зеленой ветки – т.е. не до конца), надкостница не ломается и перелом заживает быстрее.

Ребенок плачет, наблюдается ограниченность движения ручкой с пораженной стороны, симптом крепитации (похрустывания) при пальпации.

Лечение перелома ключицы у новорожденного – накладывают повязку Дезо или просто туго пеленают ручку ребенка с пораженной стороны (на 2 недели). Затем назначаются физиопроцедуры для ликвидации костной мозоли.

Травмы центральной нервной системы – травмы, связанные с повреждением головного или спинного мозга. Могут проявится сразу после рождения или спустя 2-3 суток.

Травмы головного мозга

Причинами повреждений центральной нервной системы (головного мозга) в родах могут быть:

  1. Во внутриутробном периоде: токсикозы беременной, заболевания, связанные с кислородным голоданием, многоводие;
  2. В период родов: затяжные или стремительные роды, обвитие пуповины вокруг шейки плода, преждевременная отслойка плаценты, несоответствие размеров головки плода и таза женщины.

В результате этих факторов у ребенка развивается гипоксия, из-за чего и страдает нервная система.

Клиника (симптомы) травм центральной нервной системы

В течение травм центральной нервной системы у новорожденных выделяют несколько периодов, в зависимости от которых проявляются симптомы заболевания:

  1. Период острых изменений – от 7 (10) дней до 1 месяца. Оценивается неврологический статус ребенка: состояние рефлексов, двигательная активность, мозговые симптомы. В этот период преобладает общемозговая симптоматика, которая может протекать по типу синдрома гипервозбудимости или по типу апатии, угнетения.
    При гипервозбудимости – ребенок возбужден, рефлексы повышены, мышечный тонус высокий, может быть пронзительный крик, тремор, судороги, одышка (тахипноэ), тахикардия, может присутствовать симптом Грефе (при этом симптоме верхнее веко отстает от радужки глаза при перемещении взгляда вниз, меж радужной оболочкой и верхним веком виднеется белая полоса склеры).
    При угнетении – ребенок вялый, наблюдается брадикардия, брадипноэ (урежение числа дыхательных движений), мышечный тонус и рефлексы снижены.
    Дети в период острых изменений после родильного дома направляются в отделение патологии новорожденных (на срок примерно до 1 месяца).
  2. Ранний восстановительный период – до 6 месяцев. Также носит название «перинатальная энцефалопатия». Дети эмоционально лабильны (быстрая смена настроения), капризны, может быть тремор губ, наличие мозгового крика (ребенок кричит без видимых причин – на фоне спокойного животика и сытости), частое срыгивание, плохой сон. Часто врачи говорят о симптоме повышенного внутричерепного давления (характеризуется обильным срыгиванием, монотонным плачем, чрезмерным увеличением объемов головки ребенка по сравнению с окружностью груди). Этот симптом опасен тем, что может перейти в гидроцефалию головного мозга (водянка головного мозга). При этом отмечается увеличение выработки ликвора и нарушение его оттока. Симптомы, которые могут свидетельствовать о возникновении водянки головного мозга:
    • Увеличение окружности головки ребенка более, чем на 2 см в месяц (если нет наследственной предрасположенности – например, когда в семье отец или мать обладают крупной головой).
    • Выраженный венозный рисунок на коже головы малыша.
    • Выбухание большого родничка.
  3. Поздний восстановительный период – до 1.5 – 2х лет. В этот период вся симптоматика постепенно угасает. В исходе – полное выздоровление ребенка без последствий. Однако в некоторых случаях у ребенка могут наблюдаться остаточные явления.
  4. Период остаточных явлений – может быть после тяжелых травм. Остаточные явления могут быть различного характера:
    • Судорожный синдром
    • Синдром минимальных мозговых дисфункций
    • Задержка психо – моторного развития
    • Водянка головного мозга
    • Эпилепсия
    • Детский церебральный паралич (ДЦП).

Диагностика травм центральной нервной системы

Для диагностики травм центральной нервной системы применяют такие методы, как рентгенограмма черепа («усилены пальцевые вдавления»), электроэнцефалограмма (ЭЭГ), нейросонография, УЗИ головного мозга – пока большой родничок не закрыт, томография и другие.

Лечение травм центральной нервной системы

Лечение травм ЦНС у детей в острый период проводят в стационаре. Дети с легким течением заболевания выписываются домой и проходят амбулаторное лечение у участкового невропатолога. Детям с более тяжелыми нарушениями рекомендуют чередовать амбулаторное лечение с пребыванием в стационаре.

Таким детям рекомендуется проведение массажа 3 раза в год, назначается лечебная гимнастика, водные процедуры. Врач может порекомендовать фитотерапию – настои трав, обладающие седативным, мочегонным эффектом.

Медикаментозное лечение травм ЦНС:

  • Дегидратационная терапия (лазикс, маннитол);
  • Диуретики – длительными курсами (диакарб+калий, т.к. диакарб способствует вымыванию калия);
  • Седативная терапия (седуксен, ГОМК, Люминал);
  • Препараты, укрепляющие сосудистую стенку, иногда гемостатики (аскорбиновая кислота, препараты кальция, викасол, этамзилат натрия и другие);
  • Ноотропы (в раннем восстановительном – пирацетам, пантогам, глицин, церебролизим);
  • Витамины группы B;
  • Другие препараты по показаниям (могут быть сердечные препараты, преператы, влияющие на обменные процессы и т.п.).

Не обязательно, что врач назначает все эти группы препараты. Терапия зависит от тяжести заболевания (иногда обходятся без медикаментозного лечения и ограничиваются массажем и гимнастикой), иногда назначаются лишь несколько препаратов. Все вышеперечисленные используют лишь при тяжелых степенях поражения ЦНС.

Травмы спинного мозга

При травмах спинного мозга различают травмы на уровне шейного, грудного и тазового отдела спинного мозга. Причина возникновения всех этих травм является неправильное ведение родов.

Травмы шейного отдела – проявляется поздно. Ребенок не удерживает головку и после положенного срока (2 месяца), может наблюдаться мышечная кривошея (грудинношейнососцевидная мышца).

Травмы грудного отдела – при травмах на уровне позвонков грудного отдела у детей наблюдаются дыхательные расстройства (аритмичное дыхание ребенка, одышка, иногда цианоз кожных покровов, в особенности носогубного треугольника).

Травмы нижних отделов позвоночника – у детей с травмами нижних отделов позвоночника наблюдаются расстройства органов, расположенных в тазе (недержание мочи, кала), движения нижних конечностей не активны, рефлекс опоры снижен или отсутствует, мышечный тонус снижен.

При всех травмах спинного мозга могут быть парезы и параличи.

Лечение травм спинного мозга

Лечение травм спинного мозга предполагает бережное обращение с головкой и шеей ребенка:

  • В лечении травм спинного мозга ведущую роль играет иммобилизация шеи и головки ребенка, чтобы избежать усугубления ситуации и развития остаточных явлений. Иммобилизация проводят как правило воротником Шанца на срок до 1.5 месяцев.
  • Бережное обращение с головкой и шеей ребенка во время укачивания и пеленания должно соблюдаться неукоснительно.
  • Кормление таких детей рекомендовано из бутылочки (материнским молоком или адаптированной смесью) или через зонд (реже) – чтобы облегчить ребенку процесс сосания, а также предотвратить напряжение шеи во время кормления грудью.
  • Детям с 10 дня назначают физиотерапевтическое лечение (электрофорез шейного отдела позвоночника с эуфиллином), применяют иглорефлексотерапию.
  • Назначают массаж (3 раза в год) – сначала щадящий, затем общеукрепляющий.
  • Назначают лечебные ванны (с морской солью, хвоей и другие).

Медикаментозное лечение травм спинного мозга:

Назначают препараты, применяющиеся при травмах ЦНС (см.выше) – седативные препараты, ноотропы, препараты, укрепляющую сосудистую стенку, препараты, улучшающие трофику мышечной ткани, витамины.

Профилактика травм центральной нервной системы у новорожденных

Существуют некоторые правила, соблюдение которых позволит снизить риск появления у вашего ребенка травм ЦНС при родах:

  • Исключение гипоксии плода во внутриутробном периоде (прогулки матери на свежем воздухе, укрепление ее общего состояния здоровья).
  • Грамотный подход к родам. Отнеситесь внимательно к подбору врача – акушера. Если у вас узкий таз, крупный плод, двойня и т.д., лучше заранее приехать в роддом, чтобы врач оценил предстоящий процесс родов. А вообще, естественные роды – это, конечно, хорошо, но если у вас существуют противопоказания к ним или в вашей семье наследственно роды проходят тяжело – стоит задуматься о проведении кесарева сечения, тем более, что в наши дни есть возможность проведения спинномозговой анестезии, которая не оказывает влияния на ребенка, а мать находится в сознании. При плановом (не экстренном) кесаревом сечении процент родовых травм (если только причина родовой травмы не связана с течением самой беременности) значительно ниже, чем в осложненных и затяжных естественных родах.

Желаем здоровья Вам и Вашим деткам!

Источник: http://mumskids.ru/article/articleid/1409

Приложения

ЛФК и массаж при заболеваниях и родовой травме головного и спинного мозга.

Исходное положениеХарактер выполнения упражненийКол-во повторений
1.Лежа на спинеПассивныеСгибание и разгибание в межфаланговых суставах нижних конечностей10-15
2.Сгибание и разгибание в голеностопных суставах10-15
3.Сгибание и разгибание в коленных суставах10-15
4.Сгибание и разгибание в тазобедренных суставах10-15
5.Разведение ног в тазобедренных суставах10-15
6.Сгибание и разгибание в межфаланговых суставах верхних конечностей10-15
7.Сгибание и разгибание в лучезапястных суставах
8.Сгибание и разгибание в локтевых суставах10-15
9.Сгибание и разгибание в плечевых суставах10-15
10.Сгибание и разгибание в локтевых суставах верхних конечностей10-15
11.Лежа на спинеИзотоническиеСгибание и разгибание в плечевых суставах5-6
12.Отведение и приведение в плечевых суставах5-6
13.Напрягать мышцы шеи. Удерживать напряжение в течение 3-7 секунд с промежутками отдыха 10-15 с.5-6
14.Лежа на спинеИзометрическиеНапрягать мышцы спины и живота. Удерживать напряжение в течение 3-7 секунд с промежутками отдыха 10-15 с.3-5
15._Напрягать мышцы верхних конечностей. Удерживать напряжение в течение 5-7 секунд с промежутками отдыха 10-15 с.3-5
16.Напрягать мышцы нижних конечностей, Удерживать напряжение до утомления с промежутками отдыха 20 с.3-5
17.Лежа на спинеИдеомоторные упраж-Мысленно воспроизводить движения в суставах нижних конечностей3-5
нения

Примерный комплекс упражнений для больных с повреждением спинного мозга в грудном отделе позвоночника в 1 периоде реабилитации

Исходное положениеХарактер выполнения упражненийКол-во повторений
1.Лежа на спинеПассивныеСгибание и разгибание в межфаланговых суставах нижних конечностей15-20
2.Сгибание и разгибание в голеностопных суставах15-20
3.Сгибание и разгибание в коленных суставах15-20
4.Сгибание и разгибание в тазобедренных суставах15-20
5.Разведение ног в тазобедренных суставах15-20
6.Лежа на спинеИзотоническиеСгибание и разгибание в межфаланговых суставах верхних конечностей10
7Сгибание и разгибание в локтевых суставах10
8.Сгибание и разгибание в плечевых суставах10
9.Отведение и приведение в плечевых суставах10
10.Круговые движения в плечевых суставах10
11.Сведение лопаток10
12.Лежа на спинеИзометрическиеНапрягать мышцы спины и живота. Удерживать напряжение в течение 3-7 с с промежутками отдыха 10-15 с5-6
13._Напрягать мышцы нижних конечностей. Удерживать напряжение до утомления с промежутками отдыха 20 с5-7
14.Лежа на спинеИдеомоторные упражненияМысленно воспроизводить движения в суставах нижних конечностей6-8

Приложение 2

Конспект занятий ЛФК при травматическом повреждении спинного мозга

Пассивная сгибательно-разгибательная гимнастика проводится у больных с осложненной травмой спинного мозга с целью предупреждения развития атрофического процесса мышц, профилактики развития тугопо-движности в суставах, предотвращении появления мышечных контрактур и улучшении эластичности сухожильно — мышечного аппарата.

Комплекс упражнений пассивной гимнастики выполнялся в горизонтальном положении пациента лежа на спине. Упражнения проводились в медленном темпе ритмических сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей.

У больных стравмой в шейном отделе позвоночника пассивные сгибательно – разгибательные упражнения начинались с пле-гированных нижних конечностей.

При травме в грудном отделе позвоночника пассивные упражнения начинали проводить с дистальной части нижних конечностей.

1. Сгибание и разгибание в межфаланговых, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах.

2. Сгибание прямой ноги в тазобедренном суставе.

3. Разведение ног в тазобедренных суставах.

4. Сгибание и разгибание в межфаланговых, лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.

Изотонические упражнения

1. Сгибание и разгибание в межфаланговых, лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.

Изометрические упражнения

1. Напрягать мышцы шеи, спины и живота. Удерживать напряжение в течение 3-7 секунд с промежутками отдыха 10-15 секунд.

2. Напрягать мышцы верхних конечностей. Удерживать напряжение в течение 5-7 секунд с промежутками отдыха 10-15 секунд.

3. Напрягать мышцы нижних конечностей. Удерживать напряжение до утомления с промежутками отдыха 20 секунд.

Идеомоторные упражнения

1. Мысленно воспроизводить движения в суставах нижних конечностей до утомления.

Приложение 3

Методика «Т и Д»

Значение диагностических коэффициентов тревожности

Значение диагностических коэффициентов депрессии

Приложение 4

Шкала депрессии

Уровень депрессии у Лены = 41 балл; у Леши = 32 балла.133

Приложение 5

Шкала депрессии

Уровень депрессии у Светы = 26 баллов; У Богдана = 37 баллов; у Ольги 37 баллов.134

Приложение 6

Мотивация достижения

См: Ахундова Р.Е. Физиологическое обоснование программ реабилитации после травм спинного мозга методами лечебной физкультуры и миофасциального расслабления с использованием биологических обратных связей

Предыдущая страница |

Дата публикации (обновления): 27 апреля 2016 г. 15:16

.

Источник: http://www.paralife.narod.ru/reabilitaciya/axundova/prilozheniya.htm

Особенности лечебной физкультуры после травмы головного мозга (ЧМТ)

ЛФК и массаж при заболеваниях и родовой травме головного и спинного мозга.

В связи с разнообразием проявлений и особенностей течения лечебную физкультуру после травмы головного мозга подбирают сугубо индивидуально.

Если при сотрясении головного мозга неврологическая симптоматика минимальная и нестойкая, то при ушибах, сдавлении, размозжении мозга наблюдаются серьезные инвалидизирующие расстройства в виде параличей и парезов, дискоординации, нарушений стояния и ходьбы.

Однако ЛФК при любом варианте черепно-мозговой травмы (ЧМТ) имеет некоторые общие направления и способы лечебного воздействия.

Система ЛФК при ЧМТ и когда начинать

При мозговом ушибе, независимо от области повреждения, ЛФК начинают максимально рано, отдельные виды лечебной физической культуры назначают уже со вторых суток после травмы. Для каждой стадии травмы головного мозга подбирают свой комплекс физической реабилитации, выбор которого во многом зависит от общего состояния здоровья пациента.

Начальный и ранний период

В начальной стадии ЧМТ, то есть в течение первых суток, лечебная гимнастика не показана.

Со вторых суток (начало раннего периода) допустимо выполнение элементарных пассивных или полупассивных упражнений и дыхательной гимнастики.

Пристальное внимание уделяется лечению положением (специальным позиционным укладкам) и постепенному восстановлению нормальной психической работы головного мозга.

Реабилитацию начинают даже в случае тяжелого состояния пациента, при его пребывании в реанимационном отделении.

На данном этапе восстановления здоровья решается задача профилактики застойной пневмонии и тромбообразования в венозной системе обездвиженных конечностей, которые также могут стать причиной целого комплекса проблем.

В гимнастический комплекс включают от 5 до 10 упражнений однократно за сутки, проводят не более 4 повторений. К концу раннего периода (на 5-е сутки) длительность одного занятия с инструктором ЛФК составляет 15-20 минут.

Важно!

В первые пять суток после ЧМТ строго противопоказаны упражнения для головы и шейного отдела позвоночника в связи с высоким риском ухудшения состояния: появления головокружения, подташнивания, рвоты, головной боли.

Промежуточный период

На данной стадии (5-30 день от травмы) постепенно регрессирует общемозговая симптоматика (головокружение, тошнота, общая слабость, головная боль), обусловленная отеком мозговой ткани, а на первый план выходят специфические проявления нарушенной работы определенного участка мозга. Это могут быть парезы и параличи (снижение силы в мышцах), изменения чувствительности, координации движений, повреждение черепно-мозговых нервов, а также различные виды расстройств высших мозговых функций: речи, запоминания, мышления.

В связи с этими патологиями лечебная физкультура несколько видоизменяется.

Дыхательная гимнастика переходит из статического в динамический режим: пациент активно принимает необходимые исходные положения, практикует диафрагмальное, грудное, сочетанное дыхание.

Продолжают терапию позиционированием с целью профилактики формирования контрактур (стойкого вынужденного положения) в парализованных руках и ногах и общеукрепляющий массаж.

Гимнастика сначала осуществляется в лежачем положении. Пациент выполняет одновременные повороты и круговые движения головы и туловища, без движений в шейном отделе позвоночника.

При удовлетворительной переносимости через некоторое время разрешают выполнять плавные движения головой. Повторяют каждое упражнение не более двух раз.

Если при выполнении поворотов или наклонов головы, возникают неприятные ощущения в виде головокружения и дурноты, то нужно увеличить паузы между повторами или отложить подобные тренировки.

По мере восстановления сил больному разрешают садиться в кровати, а через некоторое время спускать вниз ноги. При этом нужно соблюдать осторожность: вертикальные физические нагрузки приводят к сужению сосудов головного мозга, комплекс упражнений в сидячем положении должен вводиться постепенно, поначалу с поддержкой.

Важное значение имеют также специальные активные упражнения, направленные на поддержание равновесия, на тренировку координации движений. Развивают сноровку, точность, память и мышление: пациентам предлагают запоминать последовательность и технику выполнения отдельных элементов ЛФК. В промежуточном периоде одно занятие длится около 40 минут, а за сутки их повторяют не более 4-х раз.

Поздний восстановительный период

Данный период длится с 1 по 4 месяцы с момента получения травмы. В это время продолжают упражнения на дыхание, позиционирование и общий массаж.

Обратите внимание!

При выполнении больным упражнений дыхательной гимнастики нужно избегать чрезмерной вентиляции, это может спровоцировать судорожный приступ.

При позиционировании особое внимание уделяют активной борьбе с патологическими содружественными движениями. С этой целью парализованную конечность фиксируют. Кроме того, пациента учат направленным противосодружественным действиям, волевому противодействию и восстанавливают нормальные физиологические сочетания двигательных актов.

Продолжается работа, направленная на вертикализацию больных, если этого не удалось добиться раньше. Например, при сотрясении мозга осторожная ортостатическая нагрузка возможна уже в первые дни после травматизации.

В более тяжелых случаях используют специальный прибор – вертикализатор, позволяющий приподнимать больного под разным углом.

Угол наклона постепенно увеличивается, и сердце с сосудами успевают адаптироваться к новому состоянию.

Обучение стоянию и ходьбе – еще одно важное направление реабилитации.

Сначала многократно повторяют процесс вставания, чтобы костно-мышечная система «вспомнила» правильную последовательность действий: небольшой наклон туловища вперед, напряжение передней группы мышц бедер, разгибание тазобедренных и коленных суставов и т.д. В положении стоя важно научить пациента равномерно распределять нагрузку, а при ходьбе последовательно переносить центр тяжести с одной ноги на другую.

Продолжают восстанавливать правильную координацию движений и поддержание равновесия, обучают целенаправленной активности пораженные конечности.

Сначала упражнение показывают, а больной повторяет его здоровыми рукой и ногой, затем пробует выполнить одновременно здоровыми и паретичными конечностями, а затем только паретичными.

Вестибулярная гимнастика включает целенаправленные движения глазных яблок, повороты и наклоны головы и туловища.

Резидуальный период

Отличительной особенностью данного периода (с 4-го месяца после травмы) является присоединение к основным комплексам ЛФК специальных тренировок, направленных на бытовую и социальную адаптацию больных.

Пациентам предлагают специальные упражнения, моделирующие различные бытовые действия и профессиональные навыки. Если выполнение определенной манипуляции технически невозможно, то предлагают достичь необходимого результата с помощью других вариантов движений.

В этот период при обучении стоянию применяют методики, которые одновременно должны компенсировать парезы, координаторные расстройства, непроизвольные движения. В период восстановления навыков ходьбы проведение лечебно тренировочных занятий должно быть регулярным и целенаправленным. Нужно комбинировать сразу несколько элементарных упражнений, которые пациент освоил на предыдущих стадиях.

Таблица. Особенности лечебной гимнастики на разных стадиях тяжелой и среднетяжелой черепно-мозговой травмы

Особенности ЛФК в восстановительный период

Во время восстановительного лечения следует учитывать:

  • Общую тяжесть состояния больного;
  • Имеющиеся симптомы поражения центральной нервной системы;
  • Наличие сопутствующих заболеваний;
  • Исходное физическое состояние пациента.

Важно наращивать продолжительность и интенсивность занятий постепенно, однако проводить их нужно регулярно.

Если на более ранних этапах пассивные тренировки, дыхательная гимнастика, массаж при разных заболеваниях и травмах мало чем отличаются друг от друга, то в поздние стадии методика лечебной физкультуры определяется главенствующим синдромом повреждения центральной нервной системы и план реабилитационных мероприятий строится исходя из этого.

Реабилитационное занятие лучше строить по следующей схеме:

  1. Первый период, вводный, включает наиболее легкие элементы, готовящие организм к наращиванию нагрузок. Длится он около 10-20% времени всей тренировки.
  2. Основной период максимальной нагрузки (60–80% времени) состоит из индивидуального комплекса упражнений, направленных на решение конкретных проблем.
  3. Заключительный период должен расслабить организм с помощью несложных упражнений и дыхательной гимнастики. Его продолжительность тоже составляет 10-20% всего занятия.

Перед пациентом желательно ставить конкретные задания и предлагать варианты достижения цели. Важно настраивать его на позитивный лад и уверенность в собственных силах.

Нередко психологические проблемы являются основным препятствием к эффективному проведению восстановительного лечения. В этом случае может понадобиться помощь психолога.

Некоторые больные более охотно занимаются в группах и достигают таким образом лучших результатов.

Комплекс лечебной гимнастики

Предлагаем вам ознакомиться с комплексом упражнений для промежуточного периода ЧМТ, которые можно выполнять всем пациентам, независимо от сопутствующей неврологической симптоматики. Если в конечностях снижена сила и повышен тонус мышц, то в здоровых руке и ноге упражнения выполняются активно, в пораженных – пассивно. Гимнастика предваряется массажем мышц.

  1. Руки вытянуть вдоль туловища. На вдохе достать плечевые суставы кистями рук, не отрывая локти от горизонтальной поверхности, пальцы ног максимально потянуть вниз. На выдохе расслабиться и вытянуть руки.
  2. Лежа в прежней позиции, на вдохе поднять предплечья и кисти вверх (руки должны быть выпрямлены в лучезапястном суставе), стопу максимально потянуть на себя. На выдохе занять прежнее положение.
  3. Во время вдоха сложить руки на груди, а ноги согнуть в коленях. На выдохе снова выпрямить конечности.
  4. Попеременно поднимать руки перпендикулярно туловищу.
  5. Вдох: согнутую в коленном и тазобедренном суставе ногу подтянуть к груди, обхватив ее руками. Выдох: вернуться в расслабленное состояние. Аналогично повторить движение другой ногой.
  6. Попеременно отводить в сторону выпрямленные ноги.
  7. Аналогичным образом отводить руки в стороны. Начинать упражнения следует с небольшого угла отведения и постепенно увеличивать амплитуду.
  8. Одну руку вытянуть в сторону. Повернувшись всем корпусом, второй вытянутой рукой хлопнуть в ладоши. Затем аналогично выполняется поворот в другую сторону.
  • ЛФК в положении сидя со спущенными ногами
Важно!

Начинать этот комплекс упражнений необходимо, держась одной рукой за край или спинку кровати. Отпустить их можно только после уверенного удержания равновесия и прекращения ортостатических реакций.

  1. Одну руку отвести в сторону, повернуть за ней голову. На выдохе руку опустить. Затем повторить аналогичные движения другой рукой.
  2. Развести руки в стороны. Держа голову прямо, некоторое время сидеть ровно, удерживая равновесие.
  3. Держась руками за край кровати, вытянуть на вдохе одну ногу параллельно полу, на выдохе опустить вниз. Затем повторить с другой ноги.
  4. Кисти рук поставить на надплечья, делать вращающие движения в плечевых суставах одновременно с 2-х сторон.

Все упражнения повторить 6-8 раз.

Любая система упражнений лечебной физкультуры рассчитана на регулярные и систематичные занятия. Для этого необходимо мотивировать больного, нацеливать на позитивный конечный результат. Активная физическая и трудовая реабилитация значительно улучшают прогноз восстановления даже при выраженных парезах и расстройствах равновесия.

— Восстановление после ЧМТ

Источник: https://LfkPlus.ru/lfk-pri-travmax/golovnogo-mozga.html

Лфк и массаж при заболеваниях и родовой травме головного и спинного мозга

ЛФК и массаж при заболеваниях и родовой травме головного и спинного мозга.

Развивается вследствие поражений головного мозга – внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, то есть когда основные структуры мозга еще не созрели.

Причиной может быть родовая травма с кровоизлиянием в головной мозг, внутриутробные инфекции, иммунологическая несовместимость матери и плода, токсикозы беременности, отягощенная наследственность.

Возникают двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушение координации движений, наличие непроизвольных движений, синкинезий, гипертонус мышц, снижение их силы, часто сгибательно-приводящие контрактуры и деформации), а также различные нарушения речи, расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение слуха) и психики. В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств выделяют различные формы ДЦП. Одной из форм является спастическая диплегия (болезнь Литтла) – тетрапарез с более выраженным поражением нижних конечностей. Из-за резкого повышения тонуса мышц развиваются контрактуры тазобедренных и голеностопных (конско-косолапая стопа) суставов, руки приведены к туловищу, слегка согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты, снижена сила мышц конечностей и ограничен объем движений в суставах.

Задачи ЛФК и массажа

Снижение тонуса мышц; укрепление ослабленных мышц; улучшение кровообращения и обменных процессов в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства; предупреждение контрактур; восстановление координации движений; борьба с сопутствующими нарушениями (искривлением и ограничением подвижности позвоночника), общее укрепление организма.

Особенности ЛФК

Применяют лечение положением (специальные укладки головы, рук и ног; например, разводящие шины на бедро), пассивные и активные упражнения. Общие принципы для всех методик ЛФК:

  1. регулярность, и систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
  2. строгая индивидуализация упражнений в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
  3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

занятий

  1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.
  2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы.
  3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
  8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
  10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Упражнения на координацию движений (применяют с 2 лет)

  1. ИП – сидя на стуле. Взять с пола мяч, поднять над головой и опустить его на то же место. 3-5 раз.
  2. ИП – сидя на стуле, в вытянутых руках мяч. Отвести правую руку с мячом в сторону вправо. То же – левой рукой влево. Повторить 3-5 раз в каждую сторону.
  3. ИП – сидя на стуле, ноги выпрямлены в коленных суставах. Согнуть правую ногу, левую руку поднять вверх. То же – другой ногой и рукой. 3-5 раз.
  4. ИП – сидя на стуле, руки с мячом над головой. Сначала опустить вперед руки с мячом, а затем – без мяча. После этого руку с мячом отвести в сторону, а другую – вперед. Повторить 5-8 раз.
  5. ИП – стоя, руки перед собой. Ходьба с вытянутыми вперед руками. При шаге левой ногой правую руку согнуть к плечу. То же с правой ногой и левой рукой. Повторить 5-8 раз.

Массаж

Из-за наличия спастических парезов физиологического расслабления мышц, необходимого для проведения массажа, не происходит. Поэтому для массажа применяют подогретые ароматические масла (оливковое, пихтовое и др.).

Для расслабления мышц используют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация; для стимуляции мышц – глубокое поглаживание, растирание с отягощением, разминание, штрихование, строгание. Не применять приемы рубления, поколачивания, выжимания! Массируют спину, воротниковую зону, руки (начиная с плеча), ноги (начиная с бедра), грудь, живот.

Продолжительность массажа – 8-15 минут. Курс – 20-30 процедур. В год необходимо 4-6 курсов. Кроме классического применяют сегментарный (паравертебральные области спины) и точечный массаж.

Примерный комплекс упражнений ЛГ и массажа при болезни Литтла для детей в возрасте 1 года 2 месяцев

  1. Массаж стоп и голеней – 4 минуты.
  2. Пассивное со словесным указанием поочередное сгибание и разгибание ног. 4-5 раз каждой ногой.
  3. Активный поворот со спины на живот по словесному указанию.
  4. Массаж спины – 1 минута.

  5. Активное ползание на животе, побуждаемое игрушкой и словесным указанием – 20-40 секунда.
  6. Активный поворот с живота на спину по словесному указанию.
  7. Массаж живота – 30-40 секунд.
  8. Пассивное отведение рук в стороны и скрещивание их на груди со словесным указанием.

  9. Пассивное отведение ног в стороны при согнутых коленях со словесным указанием. 2-3 раза.
  10. Присаживание с помощью и со словесным указанием. 2-3 раза.
  11. Массаж живота – 1 минута.
  12. Массаж ног – 1 минута.

  13. Пассивное отведение ног, согнутых в коленных суставах, в стороны со словесным указанием. 3-4 раза.

Заболевания и родовые травмы спинного мозга

Характер нарушений двигательных функций различен в зависимости от локализации повреждения. Возможно развитие вялых и спастических парезов и параличей. Чаще всего родовой травме подвергается шейный отдел спинного мозга. Отмечаются признаки периферического (вялого паралича) руки на поврежденной стороне.

Рука новорожденного лежит рядом с туловищем, плечо приведено и ротировано внутрь, предплечье разогнуто, кисть согнута, отмечается гипотония мышц, при отсутствии лечения наступает атрофия мышц, развиваются контрактуры и разболтанность плечевого сустава.

При своевременном (с 11-15-го дня жизни ребенка) и комплексном лечении наступает выздоровление.

Задачи ЛФК и массажа

Укрепление паретичных мышц, предупреждение их атрофии; восстановление движений; при контрактурах – растяжение сокращенных мышц, развитие компенсаторных двигательных навыков.

Особенности ЛФК

  1. Лечение положением – укладывают паретичную руку в физиологическое положение.
  2. Пассивные упражнения для паретичной руки с ограниченной амплитудой движений.
  3. Рефлекторные упражнения.
  4. Активные и пассивные упражнения для здоровых конечностей и туловища, а также возможные активные движения для мышц предплечья и кисти больной руки – с 2-3-го месяцев.
  5. При развитии контрактур (с двухлетнего возраста) – активные и пассивные упражнения для здоровых конечностей и туловища, для больной руки – одновременный хват двумя руками палки, хватательные упражнения с предметами и др.

Массаж

Массаж проводят одновременно с ЛГ: тонизирующий – для паретичных мышц, расслабляющий – для сокращенных мышц (при развитии контрактур). Шею и область двух верхних грудных позвонков не массировать!

Тэги: мозг, ЛФК и массаж для детей, травма мозга, головной мозг

Источник: https://nmedik.org/zabolevaniya-travmy-mozga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.