Оздоровительная физкультура

Содержание

Оздоровительная физкультура: методологические основы и программы

Оздоровительная физкультура

Цель оздоровительной физкультуры – повышение уровня физического и психического состояния занимающегося до оптимального уровня здоровья. Однако, чтобы добиться ожидаемого результата от проводимых занятий, необходимо придерживаться некоторых правил.

Зачем заниматься лечебной физкультурой

Выполнение ряда упражнений оздоровительной физкультуры воздействует на состояние практически всех органов и систем человеческого организма. Здесь будут задействованы и сердечно-сосудистая система, и органы дыхания, и даже зрение.

Выполняя определенные программы оздоровительной физкультуры, можно оздоровить и нормализовать работу легких, стабилизировать кровообращение и восстановить функции позвоночника. Кроме того, физические упражнения оказывают благотворное влияние на психоэмоциональное состояние человека.

Лечебно-оздоровительная физкультура для позвоночника

Правильно составленные программы ЛФК способны оказать исцеляющее воздействие.

Объединяя в себе комплекс определенных гимнастических упражнений, занятия лечебной физкультурой укрепляют мышечный каркас и улучшают подвижность суставов за счет воздействия на связочный аппарат.

Существует немало методик, в буквальном смысле, позволяющих поднимать даже обездвиженных людей с инвалидных колясок.

Оздоровительная физкультура при остеохондрозах эффективна на всех стадиях развития патологического процесса. Комплекс специально подобранных упражнений помогает устранить болевой синдром в спине и при грыже позвоночника. Однако подобные методики применяются в качестве дополнения к основному лечению.

Программы ЛФК являются неотъемлемой частью лечения сколиоза. Грамотно подобранные упражнения не только помогают снять ощущение тяжести, но и корректируют осанку.

Нельзя забывать, что справиться с искривлениями позвоночника с помощью оздоровительной физкультуры для детей можно только в детском и подростковом возрасте. При достижении 21 года данные методики не дают ожидаемого результата.

В запущенных случаях врач может порекомендовать другие методы воздействия, включая оперативные вмешательства.

Выбор ЛФК для позвоночника: основы

Выбирая тот или иной комплекс упражнений, направленный на укрепление мышечного каркаса позвоночника и улучшение тонуса связочного аппарата, прежде всего, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Уровень физической подготовки. Инструкторы ЛФК различают три основных уровня физической активности:

  • лица, ведущие активный образ жизни и регулярно занимающиеся спортом;
  • лица, которые время от времени выполняют физические упражнения;
  • лица, ведущие пассивный образ жизни и не занимающиеся спортом вообще.

Для каждой из этих подгрупп следует использовать отдельные программы лечебных упражнений.

2. Стадии обострения заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Врачи определяют три основных этапа восстановления:

  • стадия, последующая за обострением (48 – 96 часов);
  • стадия восстановления позвоночника и опорно-двигательного аппарата (от 2 до 4 недель после обострения);
  • оздоровительная стадия, при которой можно принимать профилактические меры (наступает после 4 недели от момента обострения и продолжается всю жизнь).

Для каждого периода восстановления позвоночника подбирается отдельный комплекс оздоровительной физкультуры. Однако любые воздействия можно проводить только после снятия острого болевого синдрома.

Упражнения ЛФК следует выполнять регулярно и постоянно, поскольку патологии опорно-двигательного аппарата образуются годами, их нельзя излечить за несколько дней.

При этом важно выполнять лечебную гимнастику несколько раз в день (утром и вечером – обязательно). Очень важно исключить резкие или механические движения: необходимо «чувствовать» позвоночник и мышцы спины.

Основная цель при выполнении упражнений – усилить кровоток в области позвоночника.

Программы восстановления для поясничного отдела позвоночника

Занятия оздоровительной физкультурой в группе или самостоятельно обязательно включают гимнастику для поясничного отдела. Общепринятыми и безопасными считаются, например, такие упражнения:

  • Стоя на четвереньках (каждое из нижеприведенных упражнений выполняют от 3 до 10 раз, пока не появится чувство легкой усталости):
  1. Поочередные плавные выгибания спины вверх и вниз с постепенным увеличением амплитуды.
  2. Сокращения мышц живота без участия корпуса.
  3. Плавно поднять голову с одновременным выгибанием спины вниз, а затем опустить голову, одновременно выгибая спину вверх.
  4. Опираясь на колени и ладони поднять слегка согнутую ногу пяткой вверх. То же самое повторить со второй ногой.
  1. Вытянуть руки вдоль тела, ноги согнуть в коленях. Не отрывая лопаток от пола, поочередно наклонять полусогнутые колени то вправо, то влево, стараясь дотянуться ими до пола.
  2. Не меняя исходного положения и не прогибаясь, плавно поднимать и опускать таз.
  3. Вытянуть ноги. Одновременно потянуть на себя носки ног, чувствуя, как напряглись мышцы спины. Продержать конечность в таком положении 3-5 секунд, расслабить ноги.
  4. Лежа на спине, вытянуть ноги. Согнуть одну ногу в коленном суставе и потянуть колено к груди, руками помогая прижать бедро к животу. Продержать в таком положении в течение нескольких секунд, опустить ногу, расслабиться. То же самое проделать с другой ногой.
  5. Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватив их руками. При этом нужно постараться покататься на спине от ягодиц до головы.

Программа восстановления для грудного отдела

Техника выполнения оздоровительной физкультуры для грудного отдела позвоночника включает себя такие виды упражнений:

  • Лежа на спине: согнуть колени, максимально расслабив при этом ноги. Подтягивать к себе то одно, то другое колено, одновременно поднимая верхнюю часть корпуса навстречу колену. Упражнение выполняется без рывков. Нужно постараться дотянуться каждым коленом до кончика носа. Можно достичь оптимального эффекта от данного упражнения, если придерживать ногу руками под коленным суставом. Выполнять не менее 4 раз.
  • Сесть на стул и положить руки на колени. Слегка наклонившись, постараться дотянуться то правой, то левой рукой до носков противоположной ноги, при этом каждый раз после касания принимать исходное положение.
  • Стоя, держась за спинку стула, выполнить не менее 20 приседаний с прямой спиной и без отрыва пяток от пола.

Гимнастика для шейного отдела позвоночника

Любые упражнения для шеи следует выполнять с особой осторожностью, поскольку эта часть опорно-двигательного аппарата подвергается постоянным нагрузкам и излишнее усердие может только навредить. Каждое из нижеприведенных упражнений выполнять по 3-5 раз, не прилагая при этом особых усилий.

  • Лежа на спине: осторожно вдавить затылок в подушку и держать в напряжении несколько секунд. Расслабиться. Затем слегка надавить ладонью на висок и, напрягая мышцы шеи, постараться преодолеть вызываемое сопротивление. Выполнять в обе стороны.
  • Сидя на стуле: свободно опустить руки вниз. Голову наклонить назад, стараясь при этом прижать подбородок к груди.

При болях в суставах

Оздоровительные занятия физкультурой эффективны при таких заболеваниях суставов, как:

  • артроз;
  • артрит;
  • коксартроз;
  • остеоартроз и многие другие патологии опорно-двигательного аппарата.

Цель суставной гимнастики – восстановление подвижности суставов, улучшение эластичности связок и мышечного тонуса. По назначению врача ЛФК в данном случае могут рекомендоваться индивидуальные или групповые занятия на специальных устройствах (например, тренажер Бубновского).

После инсульта

Перенесенный инсульт – катастрофа для организма, последствия которой во многом определяются локализацией, типом и размером очага поражения.

Обязательным инструментом восстановительного лечения в этом случае являются оздоровительная физкультура. Ее рекомендуют проводить с первых дней после перенесенного инсульта.

Своевременно назначенному комплексу лечебных упражнений под силу то, что не под силу даже современным медикаментозным препаратам.

На начальных этапах восстановления выполняются пассивные упражнения на частую смену положения тела, сгибание и разгибание конечностей. Эти упражнения делает не сам пациент, а человек, ухаживающий за больным. От того насколько раньше начинает проводиться пассивная физкультура зависит дальнейшее состояние пациента.

Постепенно вводятся дыхательная гимнастика и лечебная физкультура в рамках постельного режима.

Гимнастика для беременных

Посещение оздоровительных уроков физкультуры при беременности помогает женскому организму подготовиться к родам. Благодаря специально разработанным упражнениям, с помощью которых прорабатываются все группы мышц, будущая мама сможет легче перенести роды. При этом новорожденные появляются на свет более активными и здоровыми.

Сегодня во время проведения тренировок обычно используются малый спортивный инвентарь и реабилитационные изодинамические тренажеры.

Основная цель оздоровительной физкультуры для беременных – поддержание тонуса мышц, снятие застоя в крестцово-поясничной зоне и укрепление мускулатуры спины и таза.

Регулярное выполнение определенных упражнений не только подготавливает мышцы, участвующие в родовой деятельности, но и обеспечивает быстрое восстановление женского организма после родоразрешения.

Послеродовое восстановление

Специальные восстановительные и оздоровительные системы физкультуры позволяют женщине быстро восстановиться после родов. Такие занятия в настоящее время очень популярны.

Наряду с общими задачами общеукрепляющих упражнений (восстановление внутренних ресурсов организма), послеродовая гимнастика является профилактикой тромбоэмболических осложнений.

Специально разработанный комплекс упражнений способствует самостоятельному стулу и мочеиспусканию и, главное, прекрасно восстанавливает мышцы гениталий и брюшной стенки.

Хорошее воздействие на общий тонус мышц живота оказывает упражнение под названием «велосипед», которое выполняется в положении лежа.

Польза для женского здоровья

Большинство патологических процессов в области женского здоровья связаны с ослаблением мышц тазового дна. Таким недугам подвержены как молодые женщины, так и дамы в период менопаузы.

В настоящее время не существует определенных методик борьбы со следствиями дисфункций мышц тазового дна (например, недержанием мочи), кроме ЛФК. Регулярное выполнение комплекса специально разработанных упражнений оздоровительной физкультуры позволяет нормализовать работу всех групп мышц, незадействованных в повседневности, улучшая качество жизни.

Источник: https://FB.ru/article/379861/ozdorovitelnaya-fizkultura-metodologicheskie-osnovyi-i-programmyi

Оздоровительная физическая культура. Комплекс упражнений

Оздоровительная физкультура

3 февраля 2014

Все упражнения выполняются до наступления болевого ощущения ( сильного жжения ). По наступлению болевого ощущения нужно продолжать работу не менее 1-2сек, терпя боль.

Все упражнения выполняются в неполной амплитуде. В движении исключаются крайние верхние и нижние точки.

При выполнении данных упражнений дыхание должно быть ровным и постоянным. Нельзя задерживать дыхание при нагрузке ( нельзя тужиться ). Это позволит сохранить нормальное давление и пульс. В противном случае у вас будет высокий пульс, а это не желательно для больных людей, или для людей с противопоказаниями к физическим нагрузкам.

Все упражнения выполняются суперсериями. Каждая суперсерия состоит из 3-ох подходов. Каждый подход длится 30 сек. Отдых между подходами 30сек. Отдых между суперсериями на одну и ту же группу мышц не менее 5мин.

Это одна суперсерия. Между такими суперсериями 5мин отдыха. В эти 5 мин можно делать такую же суперсерию, но на другую группу мышц, например пресс.

Эти принципы являются базовыми и обязательными. Их нужно понять, выучить и применять, чётко и без отсебятины. Если вы будете себя жалеть и ленится, то у вас не будет никакого результата и все ваши старания будут в пустую.

1. Приседания

( Передняя поверхность бедра )

Исходное положение: ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, так что бы вы чувствовали небольшое напряжение мышц ( Рис.1 – А ). Делаем приседание медленно. Опускаемся до параллели с землёй ( Рис.1 – В ). Потом возвращаемся в исходное положение и продолжаем повторять.

Как мы уже знаем из основных принципов, тут важна неполная амплитуда движения. Мышцы не должны расслабляться, они должны быть напряжены весь подход. Мы должны исключить из амплитуды верхнюю точку ( нельзя полностью распрямлять ноги при подъёме Рис.1 – С ) и крайнюю нижнюю ( нельзя очень глубоко садится при опускании Рис.1 – D ).

Так мы сможем добиться того, что мышцы ног будут постоянно напряжены, весь подход.

Рис. 1

Пример выполнения:

2. Разгибание туловища, стоя в наклоне

( Глубокие мышцы спины, они же разгибатели спины )

Исходное положение: ставим ноги на ширине плеч, можно немножко согнуть их в коленях. Руки перед собой. Прогибаем спину и наклоняем туловище вперёд, почти до параллели с полом ( Рис.2 – А ). Здесь важно соблюдать прогиб спины. Нельзя сутулится, как показано на Рис.2 – С.

Далее медленно начинаем скручивать корпус, как при скручиваниях для пресса ( Рис.2 – В ). При этом мы должны именно скручиваться, поясница при этом остаётся недвижимой и не меняет свой угол ( нельзя скручиваться и опускать туловище вниз, как на Рис.2 – D ).

Скручивание происходит за счёт сгибания туловища в районе солнечного сплетения (под грудной клеткой). Далее медленно разгибаем спину до исходного положения ( небольшого прогиба в другую сторону ). При возврате в исходное положение стараемся тянуться головой вверх, напрягая так же и шейный отдел.

Самое важно тут это не менять местоположения поясницы! Если вы начнёте двигать корпус вверх-вниз, то тем самым вы сильно ослабите нагрузку на разгибатели и эффективность упражнения упадёт до минимума.

Рис. 2

Пример выполнения:

3. Скручивания туловища из положения лёжа

( Прямая мышца пресса )

Исходное положение: ложимся спиной на пол. Под поясницу подлаживаем небольшую подушку ( или что-то аналогичное ) так, что бы поясница находилась на высоте более 1.5-2см от пола (это поможем нам держать пресс в постоянном напряжении Рис.3 – выделено синим цветом ).

Ноги согнуты в коленях. Немножко отрываем лопатки от пола и прижимаем поясницу к подушке. Это и будет исходное положение ( Рис.3 – А ).

Делаем сильный выдох ( чем сильнее, тем легче будет выполнить скручивание ) и в этот момент максимально скручиваемся, тянемся головой к ногам, с прижатой, к подушке, поясницей ( Рис.3 – В ). Далее на исходное и повторяем.

Важно не ложиться полностью лопатками на пол ( Рис.3 – С ) и не отрывать поясницу от пола при подъёме ( Рис.3 – D )! Так мы обеспечим постоянное напряжение прямых мышц брюшного пресса.

Рис. 3

Пример выполнения:

Каждое упражнение нужно выполнять по 2 раза за тренировку. У нас получается своеобразный круг упражнений, в котором упражнения выполняются одно за другим, круг за кругом.
Последовательность круга следующая:

  • Приседания
  • разгибание туловища, стоя в наклоне
  • скручивания туловища из положения лёжа.

Все упражнения выполняются суперсериями, как описывалось в тренировочных принципах выше. Выполняются они одно за другим. В конечном итоге у нас получается две суперсерии приседаний, две суперсерии на разгибание туловища и две суперсерии на скручивания туловища.

Источник: http://pavelmazur.com/stati/ozdorovitelnaya-fizicheskaya-kultura

Оздоровительная физкультура для детей дошкольного возраста

Оздоровительная физкультура

Их выбор и методика применения, прежде всего, зависят от состояния здоровья детей. Так, абсолютно здоровым детям могут быть назначены разнообразные упражнения на тренировку дыхания, в равновесии и для формирования осанки.

Для детей с пограничными состояниями выбор нагрузок строго индивидуален и определяется характером предпатологии. При выборе нагрузок для больных детей учитываются диагноз, период заболевания и степень повреждения функции больного органа, т. е. его функциональная недостаточность.

В зависимости от выраженности симптомов и самочувствия больного в каждой болезни можно выделить три периода: острый, подострый и период выздоровления (ремиссии).

Оздоровительная физкультура назначается только в период ремиссии, т. е. когда все признаки болезни или исчезли, или временно уменьшились

Функциональная недостаточность отражает степень анатомического или функционального изменения поражённого органа, системы, ткани. Больной орган или система могут выполнять свою функцию только в том случае, если не разрушены их структура и связь с целостным организмом.

Различают три степени функциональной недостаточности (ФН):

  • первую (симптомы болезни выявляются при непривычно больших нагрузках);
  • вторую — (симптомы проявляются при выполнении привычных, повседневных нагрузок);
  • третью — (симптомы болезни выявляются в состоянии покоя).

Если у заболевшего функция больного органа не нарушена, это свидетельствует об отсутствии функциональной недостаточности. В этом случае может быть назначена оздоровительная физкультура.

Таким образом, при наличии заболевания оздоровительная физкультура назначается только в период ремиссии при полном сохранении функций поражённого органа

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают на организм ребёнка общеоздоравливающее действие, повышают его жизненную силу (тонус), расширяют функциональные резервы.

Однако в ряде случаев её общее действие может быть дополнено частным, лечебным, направленным на устранение какого-то дефекта в физическом развитии. Это осуществляется при введении в групповое занятие комплексов упражнений для конкретного ребёнка с целью устранения или уменьшения имеющегося дефекта.

Такое сочетание группового занятия с индивидуально разработанными комплексами принято называть частной методикой оздоровительной физкультуры.

В качестве частных методик наиболее широко используются специально подобранные упражнения, регулирующие длину и массу тела, корригирующие дефекты осанки.

Они часто возникают из-за того, что неправильно спит. Поэтому нужно со всей ответственностью отнестись к выбору хорошей кровати для детей. Ведь ребенок проводит там около 10-ти часов в сутки. Когда ребенок спит, его организм отдыхает, набирается сил, у него формируется правильная осанка.

Назначению частной методики должны предшествовать определение индивидуальных показателей, сопоставление их со средневозрастными, а также консультация врача для уточнения причины дефекта

Рост (длина тела) — важнейший показатель физического развития, регулируемый соматотропным гормоном гипофиза (СТГ) — гормоном роста. Особенно много СТГ выделяется в период 0—12 месяцев жизни ребёнка, за это время его рост увеличивается на 25 см и более.

Значительно увеличивается длина тела в 4—7 лет. В этом возрасте выделяется много соматотропного гормона гипофиза, андрогенов, активно функционирует щитовидная железа, тело гармонично растёт в длину, развиваются органы и кроветворная ткань.

Среднее увеличение длины тела на 4—5-м году жизни ребёнка составляет 4—6 см, на 6—7-м году — 8—10 см.

При адекватных (соответствующих) нагрузках рост ребёнка увеличивается от года к году.

Особенно полезны умеренные по величине и интенсивности нагрузки, упражнения на растягивание (висы на перекладине), упражнения в расслаблении и на формирование осанки, прыжки, подскоки, наклоны вперёд и в сторону, элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол), плавание. Эти упражнения раздражают зоны роста, стимулируют обмен веществ, устраняют сутулость, способствуют растяжению позвоночника.

Сравнивая индивидуальные и средневозрастные значения, можно подобрать упражнения, повышающие или снижающие массу тела. Так, при алиментарной гипотрофии 1-й и в начале 2-й степени упражнения должны быть направлены на повышение эмоционального тонуса (игры, игровые и соревновательные ситуации, эстафеты). Ребёнок должен быть одет в тёплый костюм.

При увеличении массы тела (ожирение  1-й и 2-й степени) показаны упражнения для крупных мышечных групп спины, грудной клетки, плечевого пояса, брюшного пресса, нижних конечностей.

При функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата используется метод коррекции

Чаще он применяется при патологии развития позвоночника и грудной клетки.

При этом назначаются корригирующие упражнения: симметричные, асимметричные, для подвздошно-крестцовых мышц, в равновесии на полу и на гимнастической скамейке, в расслаблении (махи, покачивания, потряхивания), в растягивании (движения с большой амплитудой, повороты, упражнения с предметами), повышающие подвижность позвоночника (ползание, лазанье, висы), для формирования мышечного корсета и закрепления навыка правильной осанки (включение сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, проприорецепторов), общеразвивающие упражнения с мячом.

Т. Логвина

Источник: https://vscolu.ru/fizicheskoe-razvitie/ozdorovitelnaya-fizkultura-v-rabote-s-doshkolnikami.html

Оздоровительная физическая культура

Оздоровительная физкультура

Введение. 3

1. Здоровый образ жизни и физическая культура. 5

1.1. Сущность здорового образа жизни. 5

1.2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм. 6

2. Физическая культура в обеспечении здорового образа. 14

2.1. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников. 14

2.2. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов. 21

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Введение

Физическая культура – часть образа жизни человека – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.

Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность.

Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек.

Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности. Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества – уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы.

Поэтому актуальности этой работы трактуется сегодняшней ситуацией общества.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с ролью и значением физического образования в формировании здорового образа жизни.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– Определить сущность здорового образа жизни

– Охарактеризовать влияние оздоровительной физической культуры на организм

– Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни школьников

– Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студентов

Данным вопрос рассматривался такими научными деятелями как: Белорусова В.В. «Физическое образование»; Ращупкин Г.В. «Физическая культура»; Харитонова В. И., Бажановаа М. В., Исаева А. П., Мишарова Н. З. «Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся»; Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. «Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи».

1. Здоровый образ жизни и физическая культура

1.1. Сущность здорового образа жизни

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.[1]

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

– Плодотворный труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

– Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

– Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни – это активное творение здоровья, включая все его компоненты.

Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д..

Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.[2]

1.2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовичао моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.

Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12–16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880–3840 ккал.

Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0–9,0 МДж (1200–1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена).

В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж.

Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0–3,0 МДж (500– 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2–3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект.

В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350–500 ккал в сутки (или 2000–3000 ккал в неделю).

По данным Беккера , в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии.[3]

Источник: https://mirznanii.com/a/224670/ozdorovitelnaya-fizicheskaya-kultura

Лечебная физкультура: комплексы упражнений

Оздоровительная физкультура

Изменения в костях, мышцах, связках часто приводят к многочисленным болезненным симптомам. Для лечения и профилактики используется лечебная физкультура.

Врачи назначают комплексы лечебной гимнастики как средство, помогающее улучшить подвижность, снять боли, уменьшить необходимость хирургических операций.

Например, лечебная физкультура при остеохондрозе шейного отдела позвоночника укрепляет мускулы, облегчает боль, устраняет неподвижность позвонков, улучшает кровоток. Этот метод лечения дает возможность людям с разнообразными диагнозами восстановиться после болезни и улучшить качество своей жизни.

Значение лечебной физкультуры

Движение имеет огромное значение для здоровья.

Физическая активность важна для:

  • Предотвращения ожирения;
  • Профилактики заболеваний сердца и сосудов;
  • Укрепления костей, мышц;
  • Предупреждения артрозов;
  • Устранения угрозы хирургических операций.

Движение помогает сохранить здоровый баланс в организме. Но лечебная физкультура и спортивная физкультура различаются по характеру и цели движений. Лечебные упражнения предназначены для целебного воздействия на больные органы и системы. Их назначает только врач с использованием точной дозировки.

Люди знали о значении двигательной активности ещё в древние времена. Врачи древнего Китая использовали как целебный метод дыхательные упражнения, лекари Индии применяли хатха-йогу ещё во втором тысячелетии до н.э. Прославленные медики прошлого – Гиппократ и Ибн Сина описывали такие виды физиотерапии, как массаж и гимнастика.

Современным врачам давно известно, что ЛФК может быть боле эффективной, чем хирургия во многих ситуациях.

Например:

  • Боли в пояснице. Лечебная физкультура является более действенным и экономически выгодным средством, чем инъекции или хирургическая операция;
  • Лечебная гимнастика эффективнее всех других методов воздействия при ревматизме мениска, артрозе коленного сустава;
  • Лечебная физкультура для позвоночника позволяет обойтись без оперативного вмешательства;
  • ЛФК весьма действенна при желудочно-кишечных заболеваниях;
  • Ничто, лучше упражнений, не способствует реабилитации после операций и родов.

Лечебная гимнастика всегда включает в себя упражнения, разработанные специально для определенного состояния.

Заболевания или травмы

Упражнения делаются, как дополнение к повседневной двигательной активности. Кроме лечебного эффекта, они улучшают координацию, гибкость, осанку.

Упражнения могут включать в себя растяжку для уменьшения давления на суставы, тренировку основных мышц спины, живота, бедер, поднятие тяжестей для укрепления мускулов, ходьбу, водную аэробику.

ЛФК прекрасно помогает восстановлению после травм, а также профилактике будущих травм у спортсменов. Лечебные тренировки снимают боль в мягких тканях, увеличивают мышечную силу, улучшают гибкость, расширяют диапазон движений.

Лечебная гимнастика – наиболее современный метод реабилитации после хирургических операций, в том числе кесарева сечения и естественных родов.

Специальные тренировки предотвращают возникновение спаек, способствуют быстрому восстановлению эластичности тканей.

Лечебная гимнастика значительно улучшает качество жизни при серьёзных хронических заболеваниях, таких как стеноз позвоночного канала, артрит и болезнь Паркинсона. Программа занятий разрабатывается для каждого пациента индивидуально, в зависимости от возраста, характера заболевания и степени физической подготовки.

У некоторых пациентов заболевания сразу нескольких систем приводят к состоянию, близкому к инвалидности.

Это:

  • Инсульт;
  • Травмы спинного мозга;
  • Сердечно-сосудистые заболевания.

Таких больных наблюдает целая команда специалистов. Физиотерапевт является обязательным членом команды. Он разрабатывает лечебную гимнастику, включающую тренировку силы, подвижности, ходьбы вверх и вниз по лестнице, подъема и посадки в инвалидное кресло. Есть специальные упражнения по использованию инвалидного кресла.

Лечебная физкультура необходима детям после серьёзных травм и страдающим детским церебральным параличом. Продуманная физиотерапевтом двигательная активность способствует росту и развитию ребенка, обеспечивает правильность движений, усиливает выносливость.

Занятия для детей и взрослых проводятся на базе многих поликлиник, санаториев. Профессиональную поддержку оказывает центр спортивной медицины и лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура при остеохондрозе

Изменения в позвоночнике – хрящах и межпозвоночных дисках — являются очень распространенным состоянием. Почти каждый человек среднего возраста страдает заболеванием, которое называют остеохондрозом.

Сидячая работа, гиподинамия, перенос тяжестей – всё сказывается на «главной оси» человеческого тела – позвоночнике. Люди испытывают боли в шее и пояснице. Иногда болевые ощущения бывают мучительными, мешают нормальным движениям и спокойной жизни.

Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника – одна из самых эффективных целительных методик.

Для лечения шейного остеохондроза рекомендуется следующий комплекс:

  • Сидя на стуле с прямой спиной склонять голову попеременно к обоим плечам;
  • Неторопливо поворачивать голову из стороны в сторону;
  • Дотрагиваться до груди краем подбородка;
  • Поставить локоть на стол, и с силой прижиматься виском к ладони.

Все упражнения этого ряда нужно выполнять не менее десяти раз в каждую сторону.

Физиотерапевты призывают пациентов регулярно укреплять мускулы, облегающие грудную клетку.

Предлагается ряд упражнений:

  • Лечь вверх спиной. Ладони положить на бедра. Приподняв верхнюю часть туловища, сохранять это положение насколько можно долго. Нижнюю часть спины зафиксировать на полу, дышать ровно.
  • Повторить 1, расположив руки на затылке.
  • Проделать первое, раскинув руки «крылышками».
  • Лежа вверх спиной, поднять верхнюю часть туловища, развести в стороны руки, сжимать и разжимать кулаки.
  • Лежа на животе совершать плавные движение вверх и вбок (имитация плавания).
  • Повторить упражнение 5, но руками выполнять круговые движения.

Для лечения поясничного лордоза рекомендуется другой комплекс:

  • Лежа на животе, поочередно медленно поднимать и опускать прямые ноги;
  • Поднять одну ногу на максимальную высоту (таз должен быть неподвижен) и продержать в этом положении 3-5 секунд. Повторить другой ногой.
  • Лежа на животе, поднять обе ноги вверх, развести, соединить и опустить обе вместе.
  • Поднять обе ноги и держать в этом положении как можно дольше.

При смещении межпозвоночных дисков происходит разрыв кольца, удерживающего позвонок. Такое состояние называется межпозвоночной грыжей. Чаще всего грыжи образуются в поясничном отделе.

Лечебная физкультура при грыже позвоночника призвана снять сильные болевые симптомы, растянуть позвоночный столб, укрепить мускулы спины и пресса. Все движения этого комплекса плавные, прыжки или повороты вбок исключены.

Тренировки в состоянии обострения проводить нельзя. В ремиссии физиотерапевты советуют упражняться дважды в день по 3-5 упражнений.

Примерный комплекс:

  • Лежа на животе, согнуть ноги, взять руками щиколотки и тянуть их к шее.
  • Лежа на животе, прогибать шею и верх туловища назад.
  • Наклон вперед, стоя на коленях. Голова и ладони должны коснуться пола.
  • «Мостик».
  • Лежа на спине, согнуть ноги и тянуть пальцы ног к шее. Руки неподвижно держать по бокам.

Лечебная физкультура при грыже позвоночника поясничного отдела подразумевает осторожность. При болевых ощущениях нужно сразу прекратить гимнастику.

Сколиоз

Ещё одна серьёзная проблема позвоночника – сколиоз. В обиходе его называют «искривление позвоночника». Чаще всего признаки сколиоза наблюдаются уже в младшем школьном возрасте.

Помимо некрасивой осанки, патология неприятна тем, что прогрессирует, нарушает дыхание и нормальное снабжение органов кровью. Чем старше ребенок или подросток, тем более изгибается позвоночник.

Выпрямить спину можно при помощи ЛФК.

Лечебная физкультура при сколиозе различается в зависимости от степени заболевания. В первой и второй степени гимнастика помогает существенно выпрямить позвоночный столб или совершенно ликвидировать сколиоз. В третьей или четвертой степени ЛФК способна лишь сдержать развитие искривления.

Обычный комплекс содержит следующие упражнения:

  • Стоя прижаться к стене прямой спиной и отступить от стены на несколько шагов, сохраняя вертикальное положение позвоночника.
  • Сделать несколько разминочных упражнений стоя с прямой спиной – махи руками, повороты туловища приседания.
  • Лежа на спине, по очереди подгибать колени к животу.
  • Лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, приподнимать таз и прогибать верхнюю часть туловища.
  • Лежа на животе, приподнимать туловище и ноги с опорой на ладони.
  • Лежа на спине, сделать «ножницы» ногами.
  • Лежа на животе. Поднимать обе ноги вместе и удерживать их так максимально долго.
  • Лежа на животе, прогибать верхнюю часть тела вперед.

Лфк в помощь больным коленям

Даже молодые люди нередко страдают артрозом коленного сустава.

Для пожилых этот недуг становится настоящей бедой – невозможно подниматься и спускаться по лестнице, выходить из автомобиля, просто вставать и садиться.

Лечебная гимнастика является одним из основных способов борьбы с артрозом. Именно борьбы, потому что задача пациента – не дать артрозу овладеть его телом. Нужно постоянно заставлять больные суставы двигаться.

Способы тренировки элементарны:

  • лежа на спине, сгибать колени;
  • зажимать под коленом свернутое полотенце;
  • держась за стол, сгибать ногу в колене назад оттягивая её рукой;
  • прижать спиной мяч к стене и приседать, удерживая его.

Можно выполнять сгибания и разгибания колен с помощью эспандера.

Двигательная активность для лечения заболеваний органов дыхания

При острых и хронических заболеваниях органов дыхания также приходит на помощь лечебная физкультура. Комплексы упражнений включают в себя тренировку диафрагмы, простую гимнастику руками и ногами, систему глубоких вдохов и выдохов.

При острых воспалительных заболеваниях ЛФК помогает выводить мокроту из легких и бронхов, продувать лёгкие.

При хронических заболеваниях, например, бронхиальной астме, используют дыхание с помощью диафрагмы, усиленную артикуляцию гласных и согласных звуков, спортивные игры, ходьбу.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.